Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
188 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА дил известный ледовый капитан, капитан-наставник Андрей Анатольевич Назарьев. В своем отзыве он сообщал в пароходство: «Все действия капитана Смирнова были продуманы и логичны. Мне вмешиваться в его команды или брать командование на себя не было необходимости». Этот случай для моло дого капитана стал большим потрясением. Сергей Алексеевич получил взыс кание, выплатил треть зарплаты. Конечно, переживал, но понял, что Устав — документ мудрый, на судне за все и за всех приходится отвечать капитану. Любимым судном капитана Смирнова до сего дня остается «Лена». Ей он отдал 28 лет своей жизни. А когда «Лену» списали, Смирнова утвердили капитаном теплохода «Вася Шишковский», затем был «Павлик Ларишкин». На этих тружениках моряки выходили в Арктику для снабжения всем необ ходимым полярные станции. При низких температурах, в шторм и туман, в сложнейших ледовых условиях приходилось разгружать суда силами экипа жа. Моряки вспоминают, что приходилось перетаскивать на своих плечах более 300 тонн груза. Однажды на острове Котельном уже в октябре снабжали полярников. Оставалось доставить последние тонны груза. Поднялся сильный ветер, на чался шторм, бухту забило тяжелым льдом, разгрузка прекратилась. Люди остались на берегу, катеру со льдами не справиться, и тогда капитан рискнул идти на теплоходе в мелководную бухту, чтобы спасти людей. Судно выдер жало, и люди были спасены. Таких решений в жизни капитана было немало. Опасно было в зимнее время ходить через Атлантику. Но «пионеры» (се рия судов, названных именами пионеров, — героев Великой Отечественной войны) были хорошими мореходами. И при сильном шторме, словно скор лупка, то исчезали в морской пучине, то снова появлялись на гребне волны. За время работы в Арктике и на Кубинской линии капитана наградили высшими морскими наградами Министерства морского флота —советскими знаками «Почетный полярник» и «Почетный работник морского флота». Последним действующим судном капитана Смирнова стал «Иван Папа- нин» —теплоход арктического класса, предназначенный для доставки грузов на необорудованный берег с использованием специальных технологий. На нем капитан работал более трех лет до получения «приговора» медкомиссии: «По состоянию здоровья для работы па флоте —не годен». На мой вопрос, сколько тонн груза он перевез за время своей работы, Сергей Алексеевич ответил коротко: «Не сосчитать!». Уже несколько лет капитан Смирнов не ходит в море. Но на мостиках многих судов долгое время прокладывали путь океанским лайнерам его уче ники, те, с кем он прошел не один десяток миль, те, кому помогал найти правильный курс не только в море, но и на берегу. Среди них — капитаны Людмила Тибряева, Виктор Лаврека, Владимир Шаповалов, Василий Беда- сюк и другие. Мурманчанам не надо объяснять, как наше Заполярье покоряет сердца людей. Сергей Алексеевич — не исключение. Он самозабвенно любит Мур
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz