Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 135 фессию и будет инженером, но не стал возражать, когда мальчик объявил ему, что мечтает о профессии моряка. В пятидесятые годы все мальчишки запоем читали Грина, Каверина, Обручева, мечтали участвовать в арктиче­ ских экспедициях. Для Сергея Смирнова судьбоносной стала книга капитана Дмитрия Лухманова, которую ему подарили за отличные успехи в школе. Проза Лухманова несла заряд бодрости и оптимизма. Насыщенная романти­ кой морской жизни, она сразу нашла отклик в его сердце. В 14 лет мальчик уехал поступать в Рижскую мореходку, но получил отказ из-за возраста. Пос­ ле восьмого класса поступил в Херсонское мореходное училище на факуль­ тет судовождения. Проходил военную стажировку на флагмане Северного флота крейсере «Александр Невский». Тогда он и был покорен красотой и суровой нежностью северной природы и понял, что именно в этом арктиче­ ском краю он хочет работать. Окончив училище и получив диплом штурмана, Смирнов со своим другом Николаем Крутько, тоже молодым штурманом, приехал в Мурманск и сразу пошел на прием к начальнику пароходства Ивану Дмитриевичу Данилкину. По воспоминаниям ветеранов тогда между начальником пароходства и началь­ ником службы кадров, которую возглавлял Владимир Иванович Тихонов, поз­ же — замминистра морского флота, существовали разногласия. Поскольку Данилкин прибыл в Мурманск из Ростова, то он рекомендовал принимать южан —«хорошие моряки будут», а вот Владимир Иванович Тихонов считал, что надо брать поморов: «Они и Север знают, и во льдах не раз бывали». Недостатка в кадрах в пароходстве не было. Многие моряки месяцами сидели на «биче» —в базе резерва. Данилкин направил ребят в отдел кадров. Там молодых специалистов встретил Тихонов. С Владимиром Ивановичем отношения у Сергея как-то не сложились. «Белая кость» —назвал он молодо­ го штурмана, видимо, за то, что слишком интеллигентен, держится с достоин­ ством да и в море рвется —просится на океанский лайнер. Но направили Смирнова в торговый порт на буксир «Евпатория» и с иро­ нией посоветовали «успешнее осваивать Кольский залив». На буксире внача­ ле тоже неласково встретили. Капитан увидел в новичке себе замену, иронич­ но называл его «академиком». В те годы редко кто имел даже среднее мор­ ское образование, а на буксирах работали, в основном, «курсовики», т. е. специалисты, окончившие курсы при учебно-курсовом комбинате пароход­ ства. Позже весь экипаж полюбил молодого штурмана за добросовестность, знание профессии и дисциплинированность. После «Евпатории» был пасса­ жирский катер «Челюскинец». Молодой специалист вновь отправился в отдел кадров и настоятельно просил, чтобы его перевели на морские суда. Вскоре было получено долгож­ данное направление четвертым помощником на недавно построенный аркти­ ческий дизель-электроход «Лена». Капитаном «Лены» был знаменитый Алек­ сандр Ветров —человек принципиальный, требовательный, прекрасно знаю­ щий Арктику. Под его командованием штурман Смирнов учился работать в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz