Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

182 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Татарчук писал, что судоводитель Волков про­ явил себя как штурман высокой квалификации. На «Мелехове» Сергей Волков получил первые представления о работе в Арктике, впервые уз­ нал цену судоводительской ошибки. Тогда ледо­ кол сел на камни в бухте Новой Земли. После этого его ответственность словно удвоилась. Он буквально сжигал себя на работе. Затем был дизель-электроход «Лена», где Сер­ гей совершенствовал профессиональное мастер­ ство под командованием Алексея Терентьевича Кудлая. В 1960 году, когда флагман антарктиче­ ских экспедиций дизель-электроход «Обь» ухо­ дил в 6-й антарктический рейс, Сергея Волкова направили на судно третьим помощником капи­ тана. На «Оби» он совершил девять рейсов к бе­ регам Антарктиды. В 1963 году Волкова назна­ чили на должность старшего помощника капита­ на. Вся его дальнейшая судоводительская карьера была связана с «Обью». Работал с капитанами Николаем Свиридовым, Олегом Воденко, Эдуардом Кунри, а с 1969 года Волков, будучи капитаном, трижды самостоятельно водил судно к берегам Антарктиды. Тяжелыми и долгими были те антарктические рейсы. В сложных условиях ледового плавания молодой капитан набирался мастерства. Наряду с высоким знанием профессии, смелостью, он был разно­ сторонним человеком. Прекрасно владел английским языком. В феврале 1972 года судно направлялось к станции «Ленинградская». Пять раз «Обь» пыталась подойти к ней, но попытки так и не увенчались успехом. Десятибалльный заснеженный массив, большая торосистость, постоянные сжатия и заклинивания, штормовые ветры и снежные метели —казалось, все силы природы тогда ополчились против «Оби», не пропуская ее к берегу. Отдельные торосы возвышались до самого фальшборта дизель-электрохода. Капитан не сходил с мостика. Приходилось принимать неординарные реше­ ния, форсировать льды ударами. Отступая назад, чтобы набрать скорость, судно снова и снова врубалось во льды. В суровых условиях Антарктики проявились знания и одержимость Волкова. В том рейсе «Обью» была дос­ тигнута самая южная в плавании точка —77 градусов 5 минут 5 секунд юж­ ной широты, 158 градусов 24 минуты западной долготы. Еще более трудным оказался 18-й антарктический рейс. Намечалось созда­ ние новой научной станции «Русская». Однако многолетние льды, скопления айсбергов, штормовые ветры не позволили подойти к берегу. Попытались про­ биться к станции «Ленинградская». Но «Обь», увлекаемая дрейфом, все боль­ ше удалялась от нее и застревала. Не помогали ни кренование, ни дифферен- товка, ни реверсивные форсирования хода, ни заводка ледовых якорей. Эки- Капитан С. И. Волков Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz