Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 179 пароходства. Навигационных карт и лоций с опи санием берегов материка и антарктических остро вов в то время в стране не было, их выписали из Англии. Начальником экспедиции был назначен известный океанолог и исследователь Арктики Михаил Михайлович Сомов. Антарктида тогда для всех была «землей тайн». 5 января 1956 года «Обь» подошла к антаркти ческому острову Дригальского. Шли в сплошном тумане, но «Обь» продолжала медленно двигаться вперед, лавируя между айсбергами. На следующие сутки судно достигло бухты Депо и в этот день — 6 января 1956 года —на землю Антарктиды впер вые ступили русские люди. Знаменательно это и потому, что первооткрыватели Антарктиды —эки пажи Беллинсгаузена и Лазарева — в 1820 году видели берег только с борта своих судов. В этот же день стояла безоблачная штилевая погода. К борту судна со всех сторон по льду бежали вереницами любопытные пингви ны адели, издали напоминавшие маленьких человечков. Они были очень об щительны, не боялись людей. Тогда был написан приказ и доведен до всех участников экспедиции: «Пингвинов не трогать!». Разгружали «Обь» прямо на припай. Дороги, проложенные на береговой барьер, часто разрушались, приходилось строить новые. Вскоре разбушевал ся ураган. Припай начал ломаться, и выгруженная техника оказалась на раз ных льдинах. Капитан не растерялся. Судно, маневрируя, подходило к льди нам вплотную. Все грузы были подняты на борт. Работали круглые сутки. Летчики ежедневно летали на поиск места для первой научной станции — «Мирный». Место выбрали на краю материка в районе острова Хасуэлл, куда и направилась «Обь». Швартоваться приходилось прямо к ледяному барьеру, так что капитану очень пригодился опыт, как арктического плавания, так и бесчисленных швартовок на Черном море. Чтобы не повредить руля и винта судна, избежать столкновения с айсбергами, приходилось постоянно рабо тать судовой машиной. Капитан не сходил с мостика. Он словно предугады вал действия стихии. Любая минута стоянки у барьера, названного моряками Обской набережной, могла оказаться роковой. Очень и очень нелегко было экипажу и ученым, проводившим исследования. Возникали исключительные ситуации, требовавшие героизма. На припайном льду и ледниках провалива лись в трещины тракторы и вездеходы, люди падали в студеную воду, оказы вались на оторванных от припая льдинах. Разгрузившись, «Обь» поспешила отойти от ледовой пристани, и тут же огромный массив льда обвалился, зато нул и всплыл в виде огромного айсберга. Можно себе представить, сколько нервного напряжения, мастерства, интуиции стоила такая стоянка судна у барьера и как трагично она могла окончиться. Капитан И. А. Ман Фото из фондов музея истории MMII
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz