Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
14 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА В послевоенное время много внимания придавалось научным исследова ниям в Арктике. Так, в 1946 году была высажена экспедиция на ледоколе «Северный полюс» в северо-восточных морях Арктики, в 1948-м на ледорезе «Ф. Литке» — в Карском море, в 1956-м на дизель-электроходе «Обь» — в Гренландском море. В 1948 году была осуществлена проводка речных судов из европейской части Арктики в реки Сибири, а в 1951-м —рыболовецких судов на Дальний Восток. В арктическую навигацию 1955 года ледорез «Ф. Литке» под командованием капитана В. И. Поташникова участвовал в высокоширотной экспедиции Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) и в свободном плавании установил рекорд — 83°21' северной широты. Хорошо понимая огромную важность освоения и дальнейшего развития труднодоступных, но богатых природными ресурсами Арктических регионов, руководители Министерства морского флота и Управления Главсевморпути срочно разработали новую программу строительства современных ледоколов и транспортных судов высшего ледового класса. Программа постройки флота была принята в 1952 году, а в 1953 году Мурманское государственное мор ское пароходство, Мурманская контора Главсевморпути и Архангельское арктическое пароходство были объединены в Мурманское государственное морское арктическое пароходство. И тогда в состав флота пароходства были переданы ледоколы: «Ермак», «Ленин», «Ф. Литке», «Сибиряков», ледоколь ные пароходы «Г. Седов», «Дежнёв», «Леваневский» и др. После такого су щественного обновления в течение 5 -6 лет география наших плаваний впе чатляла. Она раскинулась от Земли Франца-Иосифа и Шпицбергена до Антарктиды. В 50-е годы на смену углю в топках судов пришел мазут, паровые котлы заменялись дизель-электрическими, но и эти преобразования были только прелюдией к новому массированному наступлению на льды. На финской верфи «Вяртсиля» для работы в Арктике строились новые ледоколы. Уже в марте 1954 года в Мурманск пришёл из постройки первый головной дизель-элект- рический ледокол «Капитан Белоусов», мощностью 10 тыс. л. с., водоизмеще нием 5350 тонн. И только «Ермак» оставался работать на твердом топливе. Ермаковцы ревниво наблюдали за работой новых судов —не хотели, чтобы «Ермак» оказался посрамленным новой техникой. Особенно переживали ста рые моряки: они пренебрежительно называли новые ледоколы «патефонами» и «фанерными ящиками» и делали вид, что не верят в их способность ломать арктические льды. Все навигации в тот период были очень сложными. Караваны судов с грузами состояли из колесных речных пароходов. Нетрудно представить, ка ково было переводить эти хрупкие сооружения через скопления льдов. Не редко приходилось проводить речников с тремя баржами и катерами на бук сирах. Только за навигацию 1954 года «Ермак» прошел более 13 ООО миль, из них 6500 - во льдах, провел 181 судно. В навигацию 1955 года «Ермак»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz