Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
166 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА ло ходового мостика, снял рукавицу и выставил ладонь. Держа ладонь на встречу ветру, он отдавал команды на руль так, словно не существовало нуле вой видимости, словно он видел рифы. Когда снегопад стал ослабевать, моря ки увидели справа скалу, а слева —оскаленные зубья рифов. А кильватерная струя лесовоза огибала все эти препятствия. Этот случай не выдуман. Его подтверждали очевидцы, документы. Пономарев улавливал голой ладонью направление отраженных потоков воздуха, что обеспечивало его ориентиров ку. «В мореходке этому не учат, —говорил капитан. —Пришлось применять дедовский мореходный прием. Я-то сам из архангельских поморов». Пономареву не одни раз приходилось быть первым. В 1932 году он совер шил первый в истории мореплавания зимний рейс к острову Вайгач на вы ручку парового ледокола «Ленин», затертого льдами у мыса Гребень. Ледовая обстановка была чрезвычайно сложной. Лед громоздился на полтора метра выше палубы. Его разрушали серией взрывов. И тогда капитан принял нео бычное решение —остановить ледокол и ждать, пока пешая разведка, переби раясь с тороса на торос, найдет слабые участки ледовых полей. Была обнару жена большая полынья, тянувшаяся в нужном направлении. И Пономарев вскоре подошел к «Ленину», спас судно от гибели, людей от голода. О высоком профессионализме, самоотверженности и доброте капитана писали российские газеты. Возможно, потому в 1933 году было принято ре шение о направлении на спасение челюскинцев ледокол «Красин» под ко мандованием капитана Пономарева. Ледокол «Ермак» и атомоход «Ленин» были первым и последним судами, которыми командовал Пономарев. Ему было 62 года, когда его назначили капитаном первого в мире ледокола с атомной энергетической установкой. На седьмом десятке осваивать новую технику непросто. Но Пономарев сдал экзамен на управление ею, активно вмешивался в строительство ледокола. По его инициативе были изменены формы надстройки ледокола. Он же пред ложил изменить систему компоновки грузовых устройств, которая позволи ла увеличить скорость заполнения трюмов. Капитан на заводе слыл дотош ным и въедливым. Он считал, что красота судна должна быть удобной, а расположение механизмов —упрощать их обслуживание. В навигацию 1960 года он вышел в последний для него рейс. Для атомо хода этот рейс был испытательным. Вопреки привычным представлениям о тактике ледового плавания, капитан прокладывал курс не по разводьям, а сам искал сплоченные торосистые льды. Вскоре «Ленин» встретился с трудно стями. Ледоколы «Красин» и «Капитан Мелехов» с двумя транспортными судами были затерты льдами. Караван несло на рифы. Атомоход околол суда и вышел в голову каравана, используя всего две трети силовой мощности. Сплоченный лед, «слепая» навигационная карта из-за малого количества нанесенных сведений не обеспечивали безопасной работы. Но опыт Пономарева, высокая мощность атомной установки под твердили его работоспособность в условиях сильного сжатия. Караван про двигался вперед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz