Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

166 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА ло ходового мостика, снял рукавицу и выставил ладонь. Держа ладонь на­ встречу ветру, он отдавал команды на руль так, словно не существовало нуле­ вой видимости, словно он видел рифы. Когда снегопад стал ослабевать, моря­ ки увидели справа скалу, а слева —оскаленные зубья рифов. А кильватерная струя лесовоза огибала все эти препятствия. Этот случай не выдуман. Его подтверждали очевидцы, документы. Пономарев улавливал голой ладонью направление отраженных потоков воздуха, что обеспечивало его ориентиров­ ку. «В мореходке этому не учат, —говорил капитан. —Пришлось применять дедовский мореходный прием. Я-то сам из архангельских поморов». Пономареву не одни раз приходилось быть первым. В 1932 году он совер­ шил первый в истории мореплавания зимний рейс к острову Вайгач на вы­ ручку парового ледокола «Ленин», затертого льдами у мыса Гребень. Ледовая обстановка была чрезвычайно сложной. Лед громоздился на полтора метра выше палубы. Его разрушали серией взрывов. И тогда капитан принял нео­ бычное решение —остановить ледокол и ждать, пока пешая разведка, переби­ раясь с тороса на торос, найдет слабые участки ледовых полей. Была обнару­ жена большая полынья, тянувшаяся в нужном направлении. И Пономарев вскоре подошел к «Ленину», спас судно от гибели, людей от голода. О высоком профессионализме, самоотверженности и доброте капитана писали российские газеты. Возможно, потому в 1933 году было принято ре­ шение о направлении на спасение челюскинцев ледокол «Красин» под ко­ мандованием капитана Пономарева. Ледокол «Ермак» и атомоход «Ленин» были первым и последним судами, которыми командовал Пономарев. Ему было 62 года, когда его назначили капитаном первого в мире ледокола с атомной энергетической установкой. На седьмом десятке осваивать новую технику непросто. Но Пономарев сдал экзамен на управление ею, активно вмешивался в строительство ледокола. По его инициативе были изменены формы надстройки ледокола. Он же пред­ ложил изменить систему компоновки грузовых устройств, которая позволи­ ла увеличить скорость заполнения трюмов. Капитан на заводе слыл дотош­ ным и въедливым. Он считал, что красота судна должна быть удобной, а расположение механизмов —упрощать их обслуживание. В навигацию 1960 года он вышел в последний для него рейс. Для атомо­ хода этот рейс был испытательным. Вопреки привычным представлениям о тактике ледового плавания, капитан прокладывал курс не по разводьям, а сам искал сплоченные торосистые льды. Вскоре «Ленин» встретился с трудно­ стями. Ледоколы «Красин» и «Капитан Мелехов» с двумя транспортными судами были затерты льдами. Караван несло на рифы. Атомоход околол суда и вышел в голову каравана, используя всего две трети силовой мощности. Сплоченный лед, «слепая» навигационная карта из-за малого количества нанесенных сведений не обеспечивали безопасной работы. Но опыт Пономарева, высокая мощность атомной установки под­ твердили его работоспособность в условиях сильного сжатия. Караван про­ двигался вперед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz