Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ I. НА ТРАССАХ АРКТИКИ 13 ходством были поставлены поистине огромные. Это и сквозные грузовые рейсы по всей арктической трассе, и завоз различных строительных материалов и техники во многие вновь строящиеся арктические порты и портопункты —от Амдермы и Диксона до Тикси, Певека и мыса Шмидта, а также обеспечение и смена зимовщиков на многочисленных вновь создаваемых полярных стан­ циях. В Арктику шел «вал» различного снабжения, топлива, продовольствия, технического оборудования. Это был период реального открытия и освоения Северного морского пути и начало использования его как действующей транс­ портной магистрали. Арктические перевозки в этот период приобрели ком­ мерческий характер и уже не нуждались в государственной дотации, а прино­ сили определённую, пусть и небольшую, прибыль. Для перевозки грузов в Арктическом регионе 22 сентября 1939 года было создано Мурманское мор­ ское пароходство, до 1953 года существовавшее параллельно с арктическим. Однако к концу 30-х годов технические возможности арктического флота оказались практически исчерпанными. Ледоколы и транспортные суда, рабо­ тавшие на угле, уже не могли более-менее свободно проникать в центральные воды Арктического бассейна за пределы материковых отмелей. Там господ­ ствовали многолетние дрейфующие ледовые массивы. Для успешной борьбы с ними и безопасного плавания по ледовым трассам Севморпути, особенно в отдалённые, труднодоступные районы, требовался качественно новый ледо­ кольно-транспортный флот. Но строительству такого флота и продолжению масштабных научных ра­ бот, а также нормальному морскому судоходству и обеспечению грузовых перевозок в Арктике, не суждено было осуществиться — началась Великая Отечественная война 1941—1945 годов. В самом начале войны флот пароход­ ства состоял из 37 транспортных судов. Транспортный флот понёс большие потери от немецких самолётов, подводных лодок, на минных полях, расстав­ ленных фашистами. 10 судов и более одной тысячи моряков нашей компании погибли во время этой войны. На конец войны в пароходстве осталось только 3 судна. К чести моряков ледокольного флота следует сказать, что за весь период той продолжительной и жестокой войны, в том числе и в Арктике, они не потеряли ни одного линейного ледокола. После окончания войны, по мере расширения работ в Арктике, потребно­ сти в транспортных услугах резко увеличивались. Но флот явно не справлял­ ся с масштабами перевозок. Такое «незавидное» положение с ледокольно­ транспортными силами на Мурмане становилось нетерпимым и требовало срочного изменения. Осенью 1945 года в оперативное управление Мурман­ ского пароходства были переданы 50 судов из Дальневосточного и Северного морских пароходств, а 1950 году портом приписки ледокола «Ермак» стал город Мурманск. С этого времени он находился в ведении Архангельского, а с 1953 года —Мурманского арктического пароходства. Следует отметить, что до прихода в Мурманск атомохода «Ленин» он был флагманом ледоколь­ ного флота Западного района Арктики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz