Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 165 В двадцатые годы в России только начиналось коммерческое освоение по лярных морей. Формировались кадры мореплавателей. Годы работы во льдах Белого и Баренцева морей под руководством знаменитых капитанов М. В. Ни колаева, К. П. Эгги позволили Пономареву уже в 1928 году получить назначе ние старшим помощником на ледокол «Красин», который готовился выйти в Арктику на спасение экспедиции Нобиле. Итальянцы тогда направлялись на Землю Франца-Иосифа и потерпели катастрофу. Уже в море радисты приняли еще одно сообщение о новой трагедии, потрясшей весь мир. На поиски Нобиле вылетел национальный герой Норвегии, человек, открывший Южный полюс Земли и дважды побывавший на Северном полюсе. Самолет Амундсена зате рялся во льдах Арктики. От него не поступило ни одной радиограммы. В Бергене, куда ледокол зашел для бункеровки, сотни норвежцев толпи лись у борта. У всех на устах одна просьба: «Найдите Амундсена!». «Красин» тогда проложил путь к Земле Франца-Иосифа, но, к сожалению, поиск был лишен надежных ориентиров. Спасти Амундсена не удалось. Путь к спасению участников экспедиции Нобиле проходил через торосис тые сплоченные льды. Расстояние за вахту исчислялось не милями, а десятка ми метров, затем длиной корпуса. В битве со льдами сломали лопасть винта. Серьезность повреждения поставила под сомнение возможность выполнения поставленной задачи. И тогда по просьбе профессора Самойловича старпом Пономарев надел водолазный скафандр. Осмотр подводной части судна в дрей фующих льдах весьма опасен. Малейшая подвижка полей может зажать воз душный шланг. Однако, несмотря на большой риск, старпом провел под водой более 20 минут. Ледокол приобрел возможность продвигаться дальше. Людей удалось спасти. Спасательная операция ледокола «Красин» высоко подняла престиж России, и ее участники были отмечены правительственными награда ми. Через год в ледокольной флотилии Балтийского моря был издан приказ о назначении Павла Пономарева капитаном линейного ледокола «Ермак». «Кому доверили “Ермак”? Ему всего-навсего тридцать три... Несолидно» — раздавалось в кулуарах. В свою первую капитанскую навигацию на «Ермаке» Пономарев освободил более 500 иностранных судов, зажатых льдами. Герман ская печать называла это подвигом, а капитан получил почетное звание ледо вого аса. «Капитан “Ермака” творит чудеса», —утверждали спасенные моря ки, подчеркивая, что околка льда производилась в 2—3 метрах от их борта. Капитан при этом не допустил ни единого столкновения или навала. Павел Акимович стал популярным. Репортеры отмечали, что он свободно говорит на трех языках, рассуждали о высоком мастерстве ледовой проводки, не зная, что производят в мастера человека, едва успевшего стать капитаном. С той поры прошло более 10 лет. Однажды капитан Пономарев вел лесо воз «Узбекистан» шхерами Минина в Карском море. Густой туман, снежный заряд закрыли палубу, мачты. Курс судна проходил так, что с одного борта были рифы, а с другого — отвесный гранитный берег. О радиолокации в 1939 году еще никто и не мечтал. Вахтенный помощник растерялся и вызвал капитана. Пономарев взглянул на карту, потом вышел на подветренное кры
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz