Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 165 В двадцатые годы в России только начиналось коммерческое освоение по­ лярных морей. Формировались кадры мореплавателей. Годы работы во льдах Белого и Баренцева морей под руководством знаменитых капитанов М. В. Ни­ колаева, К. П. Эгги позволили Пономареву уже в 1928 году получить назначе­ ние старшим помощником на ледокол «Красин», который готовился выйти в Арктику на спасение экспедиции Нобиле. Итальянцы тогда направлялись на Землю Франца-Иосифа и потерпели катастрофу. Уже в море радисты приняли еще одно сообщение о новой трагедии, потрясшей весь мир. На поиски Нобиле вылетел национальный герой Норвегии, человек, открывший Южный полюс Земли и дважды побывавший на Северном полюсе. Самолет Амундсена зате­ рялся во льдах Арктики. От него не поступило ни одной радиограммы. В Бергене, куда ледокол зашел для бункеровки, сотни норвежцев толпи­ лись у борта. У всех на устах одна просьба: «Найдите Амундсена!». «Красин» тогда проложил путь к Земле Франца-Иосифа, но, к сожалению, поиск был лишен надежных ориентиров. Спасти Амундсена не удалось. Путь к спасению участников экспедиции Нобиле проходил через торосис­ тые сплоченные льды. Расстояние за вахту исчислялось не милями, а десятка­ ми метров, затем длиной корпуса. В битве со льдами сломали лопасть винта. Серьезность повреждения поставила под сомнение возможность выполнения поставленной задачи. И тогда по просьбе профессора Самойловича старпом Пономарев надел водолазный скафандр. Осмотр подводной части судна в дрей­ фующих льдах весьма опасен. Малейшая подвижка полей может зажать воз­ душный шланг. Однако, несмотря на большой риск, старпом провел под водой более 20 минут. Ледокол приобрел возможность продвигаться дальше. Людей удалось спасти. Спасательная операция ледокола «Красин» высоко подняла престиж России, и ее участники были отмечены правительственными награда­ ми. Через год в ледокольной флотилии Балтийского моря был издан приказ о назначении Павла Пономарева капитаном линейного ледокола «Ермак». «Кому доверили “Ермак”? Ему всего-навсего тридцать три... Несолидно» — раздавалось в кулуарах. В свою первую капитанскую навигацию на «Ермаке» Пономарев освободил более 500 иностранных судов, зажатых льдами. Герман­ ская печать называла это подвигом, а капитан получил почетное звание ледо­ вого аса. «Капитан “Ермака” творит чудеса», —утверждали спасенные моря­ ки, подчеркивая, что околка льда производилась в 2—3 метрах от их борта. Капитан при этом не допустил ни единого столкновения или навала. Павел Акимович стал популярным. Репортеры отмечали, что он свободно говорит на трех языках, рассуждали о высоком мастерстве ледовой проводки, не зная, что производят в мастера человека, едва успевшего стать капитаном. С той поры прошло более 10 лет. Однажды капитан Пономарев вел лесо­ воз «Узбекистан» шхерами Минина в Карском море. Густой туман, снежный заряд закрыли палубу, мачты. Курс судна проходил так, что с одного борта были рифы, а с другого — отвесный гранитный берег. О радиолокации в 1939 году еще никто и не мечтал. Вахтенный помощник растерялся и вызвал капитана. Пономарев взглянул на карту, потом вышел на подветренное кры­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz