Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
162 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА особой злостью охотились за ледоколами, и поэтому СКР-18 весь рейс как щитом прикрывал собой «И. Сталин». За эту и предыдущие операции СКР-18 на Белом море капитан Ветров очередной раз награждается орденом Отечественной войны II степени. И еще об одной странице из жизни капитана Ветрова хотелось бы расска зать. В январе 1945 года Ветрова откомандировали в США на ремонтирую щийся там ледокол «Красин». После ремонта ледокол поступает в оператив ное подчинение Северной Тихоокеанской флотилии. Боевые действия с ми литаристской Японией были непродолжительными, и экипажу не пришлось принимать в них активное участие. Но... при взятии порта Отомари, располо женном на юге Сахалина (Корсаков), группа японских офицеров на шхуне попыталась уйти на остров Хокайдо. На пути их следования оказался ледо кол «Красин». Все офицеры и солдаты скрывались под видом рыбаков, но были взяты на борт ледокола и доставлены в комендатуру порта Отомари. А потом была «Лена», его «Лена». В 1954 году, когда А. Ветров стал ее первым капитаном, это была мечта полярников. Началась новая эра в аркти ческой навигации. «Лена» была его гордостью. По тем временам это был са мый мощный корабль ледового флота. Одновременно —ледокол и транспорт. В 1954 году состоялся первый ледовый зимний рейс «Лены». Ветров «выр вал» разрешение на него. Прежде ледоколы ходили по арктическим трассам только летом. «Лена» прошла тогда путь от Диксона до бухты Провидения за семь суток — неслыханно короткий срок. В этом рейсе был побит рекорд плавания в высоких широтах, достигнута широта 83 градуса. А вскоре «Лена», руководимая капитаном Ветровым, взяла курс на Антарктиду. В 1955 году, совместно с дизель-электроходом «Обь», «Лена» принимает участие в первой советской антарктической экспедиции. Время перехода было крайне ограниченно, поэтому шли на четырех глав ных дизель-генераторах и через 35 дней достигли шестого континента. Сразу начали разгрузку. Сняли тяжеловесы, самолеты, тракторы. Все отправлено на материк. Начали выгрузку на ледовый барьер. Монолит, глыбища! И вдруг в воду с 20-метровой высоты падают люди, бочки, тракторы. Потом вылавли вали ночью в свете прожекторов. Свыше ста часов шла напряженная, упор ная и опасная работа. Моряки бесстрашно трудились на ледовом барьере, названным «барьером отважных». А затем началось строительство научной станции и обсерватории «Мирный». Вторая экспедиция к берегам Антарктиды имела цель гидрографического исследования континента. На борт погружено 3 самолета, вертолет. За время экспедиции обследована была пятая часть всего побережья Антарктиды. За большую работу по обеспечению арктических навигаций и успешное завершение первого и второго антарктических рейсов А. Ветров награжден орденом «Знак Почета». Первые рейсы к ледовому континенту выполнялись в условиях исключи тельных трудностей. Не имелось необходимых карт. Смутное представление о реальном очертании континента, поэтому для экипажей риск был огромен.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz