Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

162 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА особой злостью охотились за ледоколами, и поэтому СКР-18 весь рейс как щитом прикрывал собой «И. Сталин». За эту и предыдущие операции СКР-18 на Белом море капитан Ветров очередной раз награждается орденом Отечественной войны II степени. И еще об одной странице из жизни капитана Ветрова хотелось бы расска­ зать. В январе 1945 года Ветрова откомандировали в США на ремонтирую­ щийся там ледокол «Красин». После ремонта ледокол поступает в оператив­ ное подчинение Северной Тихоокеанской флотилии. Боевые действия с ми­ литаристской Японией были непродолжительными, и экипажу не пришлось принимать в них активное участие. Но... при взятии порта Отомари, располо­ женном на юге Сахалина (Корсаков), группа японских офицеров на шхуне попыталась уйти на остров Хокайдо. На пути их следования оказался ледо­ кол «Красин». Все офицеры и солдаты скрывались под видом рыбаков, но были взяты на борт ледокола и доставлены в комендатуру порта Отомари. А потом была «Лена», его «Лена». В 1954 году, когда А. Ветров стал ее первым капитаном, это была мечта полярников. Началась новая эра в аркти­ ческой навигации. «Лена» была его гордостью. По тем временам это был са­ мый мощный корабль ледового флота. Одновременно —ледокол и транспорт. В 1954 году состоялся первый ледовый зимний рейс «Лены». Ветров «выр­ вал» разрешение на него. Прежде ледоколы ходили по арктическим трассам только летом. «Лена» прошла тогда путь от Диксона до бухты Провидения за семь суток — неслыханно короткий срок. В этом рейсе был побит рекорд плавания в высоких широтах, достигнута широта 83 градуса. А вскоре «Лена», руководимая капитаном Ветровым, взяла курс на Антарктиду. В 1955 году, совместно с дизель-электроходом «Обь», «Лена» принимает участие в первой советской антарктической экспедиции. Время перехода было крайне ограниченно, поэтому шли на четырех глав­ ных дизель-генераторах и через 35 дней достигли шестого континента. Сразу начали разгрузку. Сняли тяжеловесы, самолеты, тракторы. Все отправлено на материк. Начали выгрузку на ледовый барьер. Монолит, глыбища! И вдруг в воду с 20-метровой высоты падают люди, бочки, тракторы. Потом вылавли­ вали ночью в свете прожекторов. Свыше ста часов шла напряженная, упор­ ная и опасная работа. Моряки бесстрашно трудились на ледовом барьере, названным «барьером отважных». А затем началось строительство научной станции и обсерватории «Мирный». Вторая экспедиция к берегам Антарктиды имела цель гидрографического исследования континента. На борт погружено 3 самолета, вертолет. За время экспедиции обследована была пятая часть всего побережья Антарктиды. За большую работу по обеспечению арктических навигаций и успешное завершение первого и второго антарктических рейсов А. Ветров награжден орденом «Знак Почета». Первые рейсы к ледовому континенту выполнялись в условиях исключи­ тельных трудностей. Не имелось необходимых карт. Смутное представление о реальном очертании континента, поэтому для экипажей риск был огромен.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz