Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 161 Затем ледокол срочно направляется на спасение парохода «Таймыр», дрей­ фующего во льдах Охотского моря. На борту парохода был ценный груз и пассажиры. Уже у самых берегов Японии пароход был выведен из погранич­ ной зоны. Пробоина была заварена и судно благополучно доставлено в порт Владивосток. За эту операцию Ветров был награжден значком «Почетному полярнику». В 1939 году Александр Иванович Ветров назначается капитаном парохода «Анадырь» Дальневосточного пароходства, который обеспечивал снабжение полярных станций в Восточном секторе Арктики. Несколько поз­ же Александр Иванович перешел на ледокол «Красин». Однако вернемся к воспоминаниям самого А. Ветрова. «В 1940 году на­ значен и. о. капитана на ледокол “Красин” и в зиму 1940/41 годов пришлось работать на проводке американских танкеров в Амурском заливе. Положение осложнялось тем, что пришлось работать со сломанной ногой, тщательно упа­ кованной доктором в гипс. Простой в ожидании разгрузки стоил для страны больших валютных расходов, а капитанов-ледоколыциков в это время во Владивостоке не было. Вот и пришлось на костылях ковылять на мостике, пробивать канал для подхода танкеров к причалу», —с улыбкой рассказывал Александр Иванович. Великая Отечественная война застала Ветрова в Ленинграде. Здесь его назначают дублером капитана на ледокол «Ермак», который был включен в отряд особого назначения. Первые боевые походы по проводке военных кораблей и транспортных судов начались в ноябре 1941 года. Если во льдах Финского залива судам угрожали вражеские мины, постоянные налеты авиа­ ции и обстрелы батарей со стороны Финляндии, то самым трудным и опас­ ным участком была проводка по фарватеру между Кронштадтом и Ленингра­ дом. Освещая ледокол прожекторами, немцы из орудий, установленных на берегах Петергофа, Стрельны, Лигово, прямой наводкой обстреливали ледо­ кол, вывод которого из строя лишил бы возможности обеспечивать проведе­ ние судов по заливу. Узкий фарватер, проходивший вблизи занятых немцами берегов, постоянно минировался вражескими саперами. Сформированные для отражения наши отряды лыжных подразделений боролись с немцами, подво­ зящими и устанавливающими мины. Но, несмотря на эти меры предосторож­ ности, в одном из рейсов «Ермак» подорвался. Корпус не был поврежден, но обрушившийся на палубу столб воды, льда, ила вывел из строя многих чле­ нов экипажа. Был контужен и капитан Михаил Яковлевич Сорокин. Подоб­ ных рейсов ледокол совершал два-три за одну ночь. И хотя усиленная охрана фарватера не подпускала больше немцев к ледоколу, тем не менее, береговая артиллерия противника продолжала интенсивный обстрел. В начале января 1942 года все корабли и транспорты, застрявшие во льдах, были освобождены и проведены на базы. За боевые операции зимой 1941/42 годов Александр Иванович был награжден орденом Красного Знамени. В 1943 Александр Ветров был откомандирован на Северный флот. Здесь он принял командование СКР-18 (бывший ледорез «Ф. Литке») и приступил к сопровождению из Арктики в Архангельск ледокола «И. Сталин». Немцы с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz