Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 161 Затем ледокол срочно направляется на спасение парохода «Таймыр», дрей фующего во льдах Охотского моря. На борту парохода был ценный груз и пассажиры. Уже у самых берегов Японии пароход был выведен из погранич ной зоны. Пробоина была заварена и судно благополучно доставлено в порт Владивосток. За эту операцию Ветров был награжден значком «Почетному полярнику». В 1939 году Александр Иванович Ветров назначается капитаном парохода «Анадырь» Дальневосточного пароходства, который обеспечивал снабжение полярных станций в Восточном секторе Арктики. Несколько поз же Александр Иванович перешел на ледокол «Красин». Однако вернемся к воспоминаниям самого А. Ветрова. «В 1940 году на значен и. о. капитана на ледокол “Красин” и в зиму 1940/41 годов пришлось работать на проводке американских танкеров в Амурском заливе. Положение осложнялось тем, что пришлось работать со сломанной ногой, тщательно упа кованной доктором в гипс. Простой в ожидании разгрузки стоил для страны больших валютных расходов, а капитанов-ледоколыциков в это время во Владивостоке не было. Вот и пришлось на костылях ковылять на мостике, пробивать канал для подхода танкеров к причалу», —с улыбкой рассказывал Александр Иванович. Великая Отечественная война застала Ветрова в Ленинграде. Здесь его назначают дублером капитана на ледокол «Ермак», который был включен в отряд особого назначения. Первые боевые походы по проводке военных кораблей и транспортных судов начались в ноябре 1941 года. Если во льдах Финского залива судам угрожали вражеские мины, постоянные налеты авиа ции и обстрелы батарей со стороны Финляндии, то самым трудным и опас ным участком была проводка по фарватеру между Кронштадтом и Ленингра дом. Освещая ледокол прожекторами, немцы из орудий, установленных на берегах Петергофа, Стрельны, Лигово, прямой наводкой обстреливали ледо кол, вывод которого из строя лишил бы возможности обеспечивать проведе ние судов по заливу. Узкий фарватер, проходивший вблизи занятых немцами берегов, постоянно минировался вражескими саперами. Сформированные для отражения наши отряды лыжных подразделений боролись с немцами, подво зящими и устанавливающими мины. Но, несмотря на эти меры предосторож ности, в одном из рейсов «Ермак» подорвался. Корпус не был поврежден, но обрушившийся на палубу столб воды, льда, ила вывел из строя многих чле нов экипажа. Был контужен и капитан Михаил Яковлевич Сорокин. Подоб ных рейсов ледокол совершал два-три за одну ночь. И хотя усиленная охрана фарватера не подпускала больше немцев к ледоколу, тем не менее, береговая артиллерия противника продолжала интенсивный обстрел. В начале января 1942 года все корабли и транспорты, застрявшие во льдах, были освобождены и проведены на базы. За боевые операции зимой 1941/42 годов Александр Иванович был награжден орденом Красного Знамени. В 1943 Александр Ветров был откомандирован на Северный флот. Здесь он принял командование СКР-18 (бывший ледорез «Ф. Литке») и приступил к сопровождению из Арктики в Архангельск ледокола «И. Сталин». Немцы с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz