Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

160 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Морячина — так любил обращаться к членам своего экипажа капитан Ветров. Каким был этот человек, сорок два года безза­ ветно служивший пароходству, имеющий множе­ ство наград? Но вместе с тем, его имени не носили суда, не названы улицы, он не получил даже пер­ сональной советской пенсии. «Мне легче провести сложную ледовую опера­ цию, чем писать о себе и придавать своей жизни значимость и звучание» —это строки одного из пос­ ледних писем капитана Ветрова бывшему началь­ нику пароходства Владимиру Адамовичу Игнатюку. А ранее, в 1952 году, в письме к Михаилу Василье­ вичу Стрекаловскому он писал: «После поездки в Мурманск я понял, как иногда белое становится черным», а далее выражение уверенности в том, что Стрекаловский поможет установить истинную при­ чину негативного к нему отношения в коллективе. Подобных ситуаций в жизни капитана было немало. Передо мной папка «Личное дело №1607 Ветрова Александра Ива­ новича». На одном из высоких совещаний он докладывал о воспитательной работе, о количестве мероприятий, наглядной агитации. Похвастаться этим капитан не мог, и тогда раздался вопрос: «Как же Вы воспитываете моло­ дежь?» —«Фактом своего существования», —озорно ответил капитан. Биография Ветрова насыщена интересными фактами и событиями. Чув­ ство доброй зависти и ощущение вины не покидают того, кто открывает мате­ риалы этого личного дела. 1927 год. Одесса, пароход «Игнатий Сергеев». Первое судно Ветрова, а потом и его брата Федора. На нем он начинал юнгой, ходил матросом, мор­ ским техником. Побывал в южных морях, Индийском океане. После оконча­ ния морского техникума в Одессе работал матросом, штурманом во Владиво­ стоке. Потом —Балтика. Два года службы на линкоре «Марат» в Кронштад­ те. Здесь, в Ленинграде, встретился он с челюскинцем, капитаном Михаилом Марковым, увидел ледокол «Красин» и заболел Арктикой. В 1935 году Александр Ветров был назначен штурманом на ледокол «Ер­ мак». Ему тогда здорово повезло —попал к капитану Владимиру Ивановичу Воронину. На всю жизнь сохранил чувства благодарности своим учителям, капитанам —Сорокину, Николаеву, Готскому. От них унаследовал главное — любовь к Арктике. После тяжелой навигации 1937 года «Ермак» встал на ремонт в Кронш­ тадтский док. Работы велись круглосуточно и завершен он был в небывало короткие сроки. Предстояло срочно идти на спасение папанинцев. За успеш­ ное завершение этой героической операции 28-летний штурман Ветров полу­ чил первую правительственную награду —орден «Знак Почета». Капитан А. И. Ветров Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz