Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 159 тия Северного морского пути. Но в этой почетной должности он проработал недолго. В 1942 году Кудлай возвращается в плавсостав на пароход «Щорс» Мурманского пароходства, который обеспечивал доставку военных грузов из Исландии в северные порты нашей страны. К сожалению, судну не повезло — оно подорвалось на донной мине. Но благодаря высокому профессионализму капитана все члены экипажа, а также груз, находящийся на борту парохода, были спасены. Волею судьбы Алексею Терентьевичу приходилось часто менять места жительства. В 1943 году он уже в Архангельске исполняет обязанности на­ чальника Архангельского морского арктического пароходства Главсевморпу- ти, обеспечивая приемку и перегон пятнадцати буксиров из США в СССР. После войны до 1954 года Кудлай работает в Министерстве морского флота, а затем вновь возвращается в Мурманское пароходство. А в 1958 году его назначают капитаном дизель-электрохода «Цимлянскгэс». По отзывам моря­ ков и коллег-капитанов Алексей Терентьевич был грамотным судоводителем и хорошим организатором, человеком высоких нравственных качеств. Моря­ ки любили своего капитана. На вопрос: «Где ты работаешь?» с гордостью отвечали: «На Кудлайгэсе!» В конце пятидесятых за обеспечение безаварийного плавания по Север­ ному морскому пути Кудлай был награжден знаком «Почетному полярнику», а в 1961 ему присвоили звание «Лучший капитан ММФ». В конце шестидесятых по состоянию здоровья капитан ушел на пенсию. А 23 июля 1978 года скоропостижно скончался. Его похоронили в Москве. Экипаж теплохода «Капитан Кудлай» Мурманского пароходства все годы работы на арктических трассах достойно продолжал дело знаменитого по­ лярного капитана, именем которого назван их теплоход. Морячина В ремя —главный судья... «Время покажет, кто прав» —не могу безого­ ворочно согласиться с этими общепринятыми истинами. Анализ исто­ рических фактов делают люди. И, несомненно, вывод историка оста­ ется субъективным, особенно в наше сложное время. Поэтому не хочу делать выводы. Пусть читатель сделает это сам. Я же просто расскажу о некоторых исторических (на мой взгляд) моментах в жизни почетного полярника, по­ четного работника морского флота, заслуженного капитана Александра Ива­ новича Ветрова. Многие из тех, кто его знал, помнят его как человека смело­ го, преданного делу, очень доброго, другие же считают его властным и даже жестоким.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz