Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

158 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Мастер Т еплоход «Капитан Кудлай», построенный на Варновверфи в не­ мецком городе Варнемюнде, предназначался для перевозки нава­ лочного груза, в том числе руды, зерна, контейнеров международного стандарта. Его длина — 162,1 м, ширина —22,86 м, мощность — 11 200 л. с., эксплуатационная скорость — 13 узлов. Район плавания —неограниченный. 29 апреля 1983 года на теплоходе был поднят Государственный флаг СССР. Капитаном на новое судно назначили Николая Матюшенко, старшим механи­ ком —Юрия Кручинкина, первым электромехаником —Вячеслава Захарова. В первом рейсе Росток—Бремен—Мурманск на судне перевозили боль­ шого диаметра трубы. И, несмотря на то, что у моряков практически не было опыта перевозки подобного груза (из экипажа на тот момент только пять человек работали на судах такого типа), рейс завершился успешно. Теплоход был назван в честь почетного полярника, ветерана морского флота, славного защитника Заполярья, заслуженного капитана Мурманского морского пароходства Алексея Терентьевича Кудлая. Кудлай родился в 1906 году в Полтавской губернии. Вскоре его родители перебрались на Дальний Восток, где в 1920 году Алексей и начал свою трудо­ вую деятельность на судах несамоходного флота на реке Амур. В 1922 году поступил, а в 1925 году окончил Владивостокское мореходное училище. Два года плавал на судах Добровольного флота в должности помощника капита­ на, после чего его назначили капитаном. А в 1931 году Алексея Терентьевича, как одного из наиболее способных молодых спе­ циалистов, направили на учебу в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. Учебу он успешно совмещал с работой на Адмиралтей­ ском заводе в должности наблюдающего за по­ стройкой парохода «Северолес». После окончания института в 1934 году Куд­ лай возвратился на Дальний Восток, где рабо­ тал в должности капитана на пароходах «Со­ вет», «Охотск», «Сахалин» и других. В тот пе­ риод имели высшее образование очень немногие специалисты и вскоре его назначили начальни­ ком морской инспекции, а затем —заместите­ лем начальника Дальневосточного пароходства по эксплуатации. В 1940 году Алексею Кудлаю предлагают пе­ реехать в Москву в Центральный аппарат На­ родного комиссариата морского флота и занять должность начальника отдела освоения и разви­ Капитан А. Т. Кудлай Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz