Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
12 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Испытания Арктикой В ыдающийся ученый и путешественник А. Ф. Трёшников на вопрос: «Как вы оцениваете роль мурманчан в освоении Арктики» — отве тил: «Высоко, очень высоко... Особенно мне хотелось бы подчеркнуть активное участие моряков пароходства. Их рейсы в высокие широты дают богатый материал для ученых». Исторически сложилось так, что воротами в Арктику Мурманск стано вится сразу после своего рождения. Еще во время Первой мировой войны Мурманский порт стал главной перевалочной базой для грузов, прибываю щих морем. Уже тогда стало ясно, что перспективы освоения Арктики связа ны непосредственно с Мурманском, который круглогодично открыт для пла вания судов. В 1934 году в Мурманске создается Мурманское отделение Главсевмор- пути и на арктическую трассу выходят транспортные суда с грузами. Именно в этом году в Мурманск пришел флагман ледовой проводки ледокол «Ер мак», проработавший на Балтике около 35 лет своей трудовой биографии. По итогам работы в этом году начальник Мурманского отделения Главсевморпу- ти М. Н. Максимов сделал смелый, очень ответственный вывод, закрепив ший статус Мурманска. На многие десятилетия Мурманск стал базой орга низации больших хозяйственных походов в Арктику. Ледокольный флот страны в тридцатые годы состоял из паровых ледоколов «Ермак», «Литке», «Ленин», «Красин» (мощностью до 10 тыс. л. с.), постро енных в начале века, ледокольных пароходов «Мурман», «Г. Седов», «А. Си биряков», «В. Русанов» и др., мощность которых не превышала 1,5 тыс. л. с., но и он уже с половины тридцатых годов прошлого столетия начал активно и целенаправленно, что называется «ставить на ноги» Северный морской путь, осваивать главную его трассу. 1937 год характерен неожиданно драматическими событиями. Все ледо колы, кроме «Ермака», с караванами своих судов, всего —27 единиц, обезуг- лили и оставили зимовать во льдах. Многие получили повреждения, а паро ход «Рабочий» погиб. Суда были выведены из дрейфа только через год, а ледокольный пароход «Г. Седов» вернулся в Мурманск через два с лишним года —812 суток пребывания в ледовых тисках Арктики. Становилось оче видным, что Арктика станет доступной только тогда, когда произойдет науч но-технический прорыв, меняющий стратегию и тактику ледового плавания. Тогда был сделан вывод о необходимости использования в Арктике специа лизированных судов и более мощных ледоколов. И уже в конце 30-х годов на отечественных верфях были построены ледоколы: «И. Сталин», «В. Моло тов», «Л. Каганович» и «А. Микоян», а также транспортные суда «Дежнёв» и «Леваневский». Эти суда пополнили флот Мурманского пароходства Глав- севморпути. Задачи перед вновь созданным в 1938 году арктическим паро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz