Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

12 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Испытания Арктикой В ыдающийся ученый и путешественник А. Ф. Трёшников на вопрос: «Как вы оцениваете роль мурманчан в освоении Арктики» — отве­ тил: «Высоко, очень высоко... Особенно мне хотелось бы подчеркнуть активное участие моряков пароходства. Их рейсы в высокие широты дают богатый материал для ученых». Исторически сложилось так, что воротами в Арктику Мурманск стано­ вится сразу после своего рождения. Еще во время Первой мировой войны Мурманский порт стал главной перевалочной базой для грузов, прибываю­ щих морем. Уже тогда стало ясно, что перспективы освоения Арктики связа­ ны непосредственно с Мурманском, который круглогодично открыт для пла­ вания судов. В 1934 году в Мурманске создается Мурманское отделение Главсевмор- пути и на арктическую трассу выходят транспортные суда с грузами. Именно в этом году в Мурманск пришел флагман ледовой проводки ледокол «Ер­ мак», проработавший на Балтике около 35 лет своей трудовой биографии. По итогам работы в этом году начальник Мурманского отделения Главсевморпу- ти М. Н. Максимов сделал смелый, очень ответственный вывод, закрепив­ ший статус Мурманска. На многие десятилетия Мурманск стал базой орга­ низации больших хозяйственных походов в Арктику. Ледокольный флот страны в тридцатые годы состоял из паровых ледоколов «Ермак», «Литке», «Ленин», «Красин» (мощностью до 10 тыс. л. с.), постро­ енных в начале века, ледокольных пароходов «Мурман», «Г. Седов», «А. Си­ биряков», «В. Русанов» и др., мощность которых не превышала 1,5 тыс. л. с., но и он уже с половины тридцатых годов прошлого столетия начал активно и целенаправленно, что называется «ставить на ноги» Северный морской путь, осваивать главную его трассу. 1937 год характерен неожиданно драматическими событиями. Все ледо­ колы, кроме «Ермака», с караванами своих судов, всего —27 единиц, обезуг- лили и оставили зимовать во льдах. Многие получили повреждения, а паро­ ход «Рабочий» погиб. Суда были выведены из дрейфа только через год, а ледокольный пароход «Г. Седов» вернулся в Мурманск через два с лишним года —812 суток пребывания в ледовых тисках Арктики. Становилось оче­ видным, что Арктика станет доступной только тогда, когда произойдет науч­ но-технический прорыв, меняющий стратегию и тактику ледового плавания. Тогда был сделан вывод о необходимости использования в Арктике специа­ лизированных судов и более мощных ледоколов. И уже в конце 30-х годов на отечественных верфях были построены ледоколы: «И. Сталин», «В. Моло­ тов», «Л. Каганович» и «А. Микоян», а также транспортные суда «Дежнёв» и «Леваневский». Эти суда пополнили флот Мурманского пароходства Глав- севморпути. Задачи перед вновь созданным в 1938 году арктическим паро­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz