Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 155 разведок. Прогноз института не оправдался: ветры все теснее прижимали лед к берегу. Сутками находился в воздухе начальник штаба. Возвращался уста­ лым, разбитым. «И тут я впервые увидел Стрекаловского отчаявшегося, — вспоминал Георгий Осипович Кононович. —Михаил Васильевич лег ничком па диван, лежал молча... Положение действительно казалось безвыходным... Но вот во время моего разговора с капитаном-наставником Драницыным и гидрологом Лосевым мне пришла в голову мысль, которой я тут же поделил­ ся со Стрекаловским: что, если ледокол возьмет на короткий буксир два-три судна, друг за другом? Услышав это, Стрекаловский быстро поднялся и ска­ зал: “Великолепно, поднимайтесь в воздух и свяжитесь с капитанами...”» В ту навигацию на трассу вышел первый в мире атомоход, работали ди- зель-электрические ледоколы. Капитан атомохода «Ленин» Павел Акимович Пономарев ответил: «Согласен с вашим решением. Поведем все суда сразу». Днем 21 сентября атомоход «Ленин», ледоколы «Москва», «Красин», «Ка­ питан Белоусов» повели караван в море Лаптевых. Потом подключились ле­ доколы «Ермак», «Капитан Мелехов», «Капитан Воронин». Сам Михаил Васильевич Стрекаловский, капитаны-наставники Герман Васильевич Драницын, Георгий Осипович Кононович не покидали самолет. Они летали на разведку, выводили ледоколы на разводья, поторапливали отстающие суда, пароходы без потерь были выведены из ледовой западни... В шестьдесят втором здоровье Михаила Васильевича, с виду крепкого, богатырского на вид человека, заметно пошатнулось. Он ушел на заслужен­ ный отдых. Многолетнее напряжение дало о себе знать. 26 ноября 1963 года он скоропостижно скончался и был похоронен в Риге. Ушли из жизни и оба сына Михаила Васильевича, унаследовавших любовь к Арктике и работав­ ших на судах пароходства. В марте 1981 года на трассу Северного морского пути вышел красавец- рудовоз, головное судно новой серии, с именем на борту «Михаил Стрека­ ловский», работавший на ледовых трассах Арктики более 30 лет. Верность морю Т еплоход «Виктор Ткачёв» назван в честь Виктора Алексеевича Тка­ чёва, почетного полярника, почетного радиста СССР, участника шестнадцати арктических экспедиций, первого помощника капитана дизель-электрохода «Обь» Мурманского морского пароходства. Родился Виктор Ткачёв 29 августа 1914 года в городе Семипалатинске. В 1930 году окончил восемь классов и поступил учиться в Новосибирский техникум связи, а после его окончания был направлен в Западно-Сибирское

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz