Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

154 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА разведка с воздуха в тридцать втором году. Тогда она длилась всего... семь часов. А вот в навигацию пятьдесят седьмого года Михаил Васильевич Стре- каловский находился в воздухе пятьсот часов. Ему почти ежедневно прихо­ дилось летать по 18 часов и более. Человек, прекрасно знавший Арктику, он умел рисковать. Но риск его был основан не только на прогнозах ученых, но и на колоссальном личном опыте. Ледовая обстановка в навигацию пятьдесят четвертого года не была слож­ ной. Приближался ее конец. Но неожиданно ситуация ухудшилась, затруд­ няя проводку судов в ночное время. Возникла опасность поломать винты и сорвать доставку грузов по назначению. Стрекаловский решил применить новый метод на ночной проводке караванов. Он поделился своими планами с летчиком Героем Советского Союза И. П. Мазуруком. Тот согласился. Вече­ ром самолет поднялся в воздух и включил фары, освещая голубоватым све­ том торосистые льды пролива Вилькицкого. Выбирая наиболее проходимые места во льдах, самолет возвращался к ледоколам и вел их за собой. За ледо­ колами шли транспортные суда с включенными прожекторами. Так в пол­ ночь были выведены на чистую воду все суда. Дальше они пошли самостоя­ тельно. В навигацию пятьдесят шестого Арктика серьезных препятствий не чини­ ла. Но к концу ее в море Лаптевых и Карском началось позднее льдообразова­ ние. Ветры гнали к трассе многолетние льды. Стрекаловский распорядился срочно вывести суда на Запад. Пароход «Сталинабад» задержался под разгруз­ кой в Тикси. На проводку его был направлен ледокол «Ермак». Но в проливе Вилькицкого суда были зажаты льдами. «Сталинабад» обломал винт вместе с валом. На выручку «Ермака» и «Сталинабада» был направлен ледокол «Адми­ рал Макаров», а затем и «Капитан Белоусов». Но даже три ледокола оказались бессильными в борьбе со стихией. Капитаны ледоколов предлагали оставить пароход, но Стрекаловский знал, что судно в этом случае погибнет. Он бороз­ дил небо над проливом. Днем и ночью с зажженными фарами летал на высоте от пятидесяти до двухсот метров. Шесть суток три ледокола и самолет боро­ лись за «Сталинабад». И победили —вывели судно на легкий лед. За все эти годы работы Стрекаловский много внимания уделял поиску новых нетрадиционных тактических приемов ледовой проводки. В конце навигации шестидесятого года намечалось провести из Карского моря в море Лаптевых, на Лену, караван из сорока транспортных и маломощных пасса­ жирских речных судов. Суда стояли у Диксона и ждали команды. По прогно­ зу Арктического и Антарктического научно-исследовательского института юго- западные ветры должны были отжать льды от берегов Таймыра и открыть путь каравану. 6 сентября решено было весь караван вывести из Диксона к острову Тыртова. Речники с нетерпением ждали этого дня. Для руководства операцией на мыс Челюскин вылетела группа специали­ стов во главе со Стрекаловским. В штабе дважды в сутки кропотливо рас­ сматривались синоптические карты, сводки погоды, результаты ледовых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz