Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 153 В то время машинист, а позже старший ме­ ханик, Иван Макарьин вспоминал, что он во вре­ мя работы пытался поднять тяжелый ящик, но с грохотом уронил его на палубу. Стрекаловский с укором посмотрел на моряка, легко подхватил ящик и взвалил на свое широкое плечо. «Не над­ рывайтесь, тяжелое оставляйте для меня», — добродушно произнес он. За 36 часов судно было разгружено. Но «Русанов» не успел выйти из бухты, сломав балер руля. Пароходы зазимова­ ли в бухте. Моряки, а их было более 200 чело­ век, энергично работали, учились. К счастью, не произошло никаких происшествий и заболева­ ний. Этим в значительной мере люди были обя­ заны энергичному, обаятельному и мудрому Стрекаловскому. Пять лет проработал на судах в должности первого помощника капитана Михаил Василье­ вич Стрекаловский. Практического опыта накопил достаточно, а вот образо­ вания не хватало, всего три класса начальной школы. Он подал рапорт с просьбой отпустить на учебу. Но в марте тридцать восьмого года его назнача­ ют исполняющим обязанности начальника Архангельского политотдела Глав­ севморпути, а в августе —начальником отдела руководящих партийных орга­ нов. Вскоре и совсем новое назначение. Пришлось расстаться с морем. Поста­ новлением Совнаркома он был утвержден в должности заместителя начальника Главного управления Северного морского пути по кадрам и членом коллегии. Работал он под руководством И. Д. Папанина вместе с П. П. Ширшовым, И. П. Мазуруком, Э. Т. Кренкелем, М. И. Шевелевым и другими. Во время войны М. В. Стрекаловский —начальник политотдела в Тикси. Формирует караваны, организует ремонт боевых и гражданских судов. На этой должности в те трудные годы нужен был человек, умевший найти выход из сложнейших ситуаций. Таким и был Стрекаловский. А после войны он стал начальником Архангельского арктического пароход­ ства. Флот продолжал расти и совершенствоваться, пополнялся новыми суда­ ми, приходили молодые кадры после окончания морских вузов. И Стрекалов­ ский еще отчетливее понимал, что без соответствующего образования эффек­ тивно руководить людьми в новых условиях трудно. В 1952 году он поступает в Академию морского и речного флота. Тогда ему исполнилось 46 лет. А затем восемь лет бессменно, во время арктических навигаций, Михаил Васильевич —на Диксоне, в штабе морских операций. Перед каждой навига­ цией и потом, когда суда выходили на трассы Северного морского пути, он знал о распределении льда не только по карте. Уже в пятидесятые годы нельзя было представить арктические навигации без самолетов. А началась ледовая М. В. Стрекаловский Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz