Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 143 чено проложить кабель через Мотовский залив, чтобы связать полуостров Рыбачий с материком. В иебе неожиданно появился фашистский само­ лет. Снизившись над судом, он дал несколько пулеметных очередей. Погибли комендор носо­ вой пушки и подносчик снарядов. Несколько человек были ранены. Самолет скрывался в об­ лаках и появлялся вновь. Но командир под гра­ дом пуль вел судно заданным курсом, он не имел права уходить. И, несмотря на опасности, связь была установлена. За эту операцию Дмитрий Ни­ колаевич получил орден Красного Знамени. Вернувшись к мирной жизни, Чухчин долгие годы плавал на ледокольных пароходах «Г. Се­ дов», «Дежнёв», на паровых ледоколах «А. Си­ биряков», «Ермак», «Красин», посвятив себя освоению Арктики и развитию судоходства на трассе Северного морского пути. Дмитрий Ни­ колаевич принимал участие в зверобойных экс­ педициях на Белом море. В совершенстве овла­ дел искусством проводки за ледоколом легких деревянных шхун. Однажды за один рейс выполнил годовой план добычи морского зверя, удивив не только начальство. В личном деле капитана сохра­ нился необычный документ —благодарность от экипажа ледокола «Сибиря­ ков» своему капитану. Но не о «зверобойке» мечтал Чухчин. Он хотел самостоятельно водить караваны по арктическим трассам Северного морского пути. Мешала однаж­ ды написанная в личном деле фраза: «Арктику знает плохо за отсутствием практики плавания в ней». Много лет она вставала поперек пути Дмитрия Николаевича. Много лет работал он дублером капитана на ледоколах. После каждого рейса получал благодарности и поощрения, но продолжал работать дублером. От людей, избравших своей профессией проводку судов в полярных мо­ рях, работа требует уникальных знаний, умения чувствовать ледовую обста­ новку, помнить о приливо-отливных течениях, дрейфе льдов, знать работу механизмов ледокола. Капитан Чухчин обладал всеми этими качествами. Уходя в 1950 году с ледокола «Ермак», знаменитый Михаил Яковлевич Сорокин, ледовый капитан, просил назначить на свое место Чухчина, кото­ рый две навигации работал у него дублером и зарекомендовал себя отличным ледокольщиком. И Дмитрий Николаевич ни разу не подвел своего учителя. Многие ответственные задания поручались Чухчину. В 1952-м и 1955 го­ дах он направлялся капитаном-наставником, руководившим проводку судов по Северному морскому пути. В 1957 году обеспечивал плавание кораблей Капитан Д. Н. Чухчин Ист.: http://2000.net.ua/200/ si'oboda -slova/sudby/43066 Дата обращения 28.04.2014

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz