Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

142 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Сын Арктики В 1981 году был поднят Государственный флаг СССР на теплоходе «Капитан Чухчин», построенном на Варновверфи в немецком го­ роде Варнемюнде. Судно по праву получило имя прославленного ле­ дового капитана, вся жизнь которого была связана с морем. В музее пароходства висит картина, с которой на посетителей смотрит пожилой моряк с открытым, добрым и мудрым лицом. Это —почетный по­ лярник, почетный работник морского флота, ледовый капитан Дмитрий Ни­ колаевич Чухчин. Четвертый ребенок в семье архангельских поморов, Дмитрий родился в 1903 году. Его мать умерла рано, и до десяти лет его воспитывала мачеха, а после —море и добрые люди. Отец имел маленькое парусное судно — 14 регистровых тонн —и зани­ мался рыбным промыслом на Мурманском берегу. Уже в 11 лет Митя ходил с отцом в море, наживлял рыболовные снасти —был зуйком, а зимой учился в сельской школе. Самостоятельная жизнь началась рано. 15-летним подростком —это было летом 1918 года —он поступил коком на парусное судно «Святой Георгий» частного владельца Коренева. А в 1920-м начал работать матросом на судах Белмортрана. Зимой, когда льды Белого моря тяжелым панцирем сковывали проход в Архангельск, Чухчин старательно изучал штурманское дело в Ар­ хангельском дневном рабочем техникуме водного транспорта. Прошло немного времени, и он получил диплом штурмана дальнего пла­ вания. Работал помощником капитана в Совторгфлоте, а затем перешел в Северное морское пароходство. В 1933 году его назначили капитаном на па­ роход «Поморье». Позже были «Степан Халтурин», «Вологда» и другие. В самом начале Великой Отечественной войны Чухчина направили на курсы подготовки офицерского состава в Ленинград. Вошел в историю под­ виг экипажа теплохода «Старый большевик» Мурманского пароходства, ко­ торый неоднократно упоминаеся в повести Валентина Пикуля «Реквием ка­ равану PQ-17». Но далеко не все, даже моряки, знают, что непосредственным участником тех драматических событий был военный комендант судна Дмит­ рий Чухчин. Он не только руководил зенитными и пулеметными расчетами, но и, находясь рядом с капитаном Афанасьевым, помогал ему в проведении маневров по уклонению от атак вражеских бомбардировщиков. А когда судно атаковали 9 самолетов и 46-я по счету бомба угодила в полубак, Чухчин чет­ ко организовал работу по спасению судна, следовавшего в составе каравана с необходимым для фронта грузом. После того похода до самой победы Дмит­ рий Николаевич находился в рядах Северного флота: командовал ПС-75, а потом —гидрографическим кораблем «Мигалка». Немало трудных походов выпало на его долю, но один он запомнил на всю жизнь. Капитан не раз потом рассказывал о нем. Его экипажу было пору­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz