Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 139 В Киль прибыл А. А. Афанасьев — замести тель министра морского флота, который одобрил действия Дубинина и поставил перед ним задачу — привести суда на Родину. И вот 18 июня, к вели кому изумлению оккупационных властей в Киле, капитан затребовал техническое снабжение, бун кер и воду на переход до Англии. Но, пройдя Кильским каналом, капитан получил распоряже ние зайти в Гамбург, где простояли до конца де кабря. Во время стоянки потребовалось отправить в Союз несколько членов экипажа, и Дубинин, погрузив их вещи в автомобиль, сам решил отве сти моряков на попутное судно. Произошла авто катастрофа. Капитан получил двойной перелом правого бедра и 16 недель отлежал в госпитале в Гамбурге. Когда из Союза пришло распоряжение о пере ходе судна в Мурманск, капитан, несмотря на протесты врачей, выписался из госпиталя. 20 де кабря вышли из Гамбурга и 18 января прибыли в Мурманск. Шли со скоро стью 10,5 узла при сильном штормовом ветре. В пароходстве уже скопилось множество информации о связях капита на «Азии» с иностранцами, об аварии якобы в нетрезвом состоянии и т. д. Доказывать свою невиновность и преданность Родине пришлось в Мурман ском обкоме КПСС. В объяснениях Дубинина не было и намека на оправда ние, оправдываются виновные: «Что касается меня, то чести и достоинства советского гражданина я не уроню». В этих словах состояла гражданская позиция капитана. С момента приемки судна до прибытия в Мурманск прошло ровно 10 ме сяцев. За это время аварийное судно усилиями горстки наших моряков было сохранено и приведено в Россию, несмотря на противодействия британских властей, отказывавших нашим морякам в топливе и пище. Нередко приходи лось питаться одними галетами, оставшимися от капитанских представитель ских. Весь период в экипаже не было значительных нарушений дисциплины. «Я считаю, что во всем этом есть частица и моего труда и не могу не чувство вать удовлетворения» —писал Александр Иосифович, анализируя этот пери од своей жизни и работы. Этими словами были закончены все объяснения капитана Дубинина. А далее была большая интересная жизнь. Он возглавлял Мурманскую морскую инспекцию, водил суда в Арктику и Антарктиду. Книги, написан ные А. И. Дубининым об особенностях плавания во льдах, и сегодня являют ся учебными пособиями для будущих судоводителей. Именем этого капитана благодарные потомки назвали большой океанский теплоход. Капитан А. И. Дубинин Фото из фондов музея истории ММП
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz