Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
138 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА на линии Лиссабон—Буэнос Айрес с испанскими эмигрантами, а после при хода Гитлера к власти был передан в состав туристского общества. С началом же Великой Отечественной войны оно было переоборудовано в госпитальное судно и работало преимущественно в балтийских водах. Пе ред самым концом войны на нем пыталась бежать в Швецию большая группа эсэсовцев, но британская авиация расстреляла судно и вынудила его выбро ситься на мель у острова Фемарн на юге Балтийского моря. Судно было построено в 1924 году, имело водоизмещение более 20 тысяч тонн и длину 156 метров. Полный штат экипажа на нем составлял 320 человек, пассажи- ровместимость составляла 904 места. В результате обстрела оно имело изре шеченный левый борт, выведенные из строя котлы и механизмы. У правого борта был поставлен пароход «Рюген», переименованный за тем в «Илью Репина» и пополнивший пассажирский флот Мурманского пароходства. «Рюген» давал электроток и пар для освещения и отопления «Азии». Судов в то время принималось много, но далеко не все они находились в эксплуатационном состоянии и им требовался неотложный ремонт. Ре монтировались суда фирмой «Ховальдс Верке». А чтобы работы выполня лись быстрее и качественнее, капитаном приходилось «делать комплимен ты» администрации завода, т. е. давать взятки продуктами и сигаретами. А поскольку Дубинин был назначен старшим капитаном Кильской группы судов, предназначенных для Советского Союза, то все подобные операции осуществлялись через него. Многие ремонтные работы на наших судах про водились без ведома британских властей, т. е. администрация какого-то судна договаривалась непосредственно с рабочими, а Дубинин финансировал сделку продуктами. Когда же англичане отказали экипажу парохода «Азия» в обеспечении ремонта котлов, главных машин, вспомогательных механизмов, а также в снаб жении инструментами, материалами, то Александру Иосифовичу пришлось использовать проверенный метод. Таким же неофициальным путем снабжа лись уходившие в Россию суда навигационными картами, транспортирами, биноклями. Капитану приходилось общаться с большим кругом иностранцев. О при чинах столь частых общений знали только представители Наркомфлота да ограниченный круг экипажа. От основного состава все держалось в секрете. Подобное общение для капитана могло при возвращении на Родину закон читься судом или лагерями. Когда выяснилось, что британские оккупационные власти намерены чи нить препятствия уходу «Азии» из их зоны, отказали в заводском ремонте и выдаче технического снабжения, то единственном выходом для капитана было выполнение ремонта силами экипажа. Работали самоотверженно, не считаясь со временем, и менее чем за два месяца судно было приведено из аварийного в рабочее состояние.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz