Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
128 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА С 1957 года штурман стала уже старшим помощником капитана теплохо да «Акоп Акопян». А ведь тогда в 34 года стать старшим судоводителем мог далеко не каждый мужчина. А она, женщина, к тому же беспартийная, полу чила высокую правительственную награду —орден «Знак Почета». До капи танского мостика оставалась всего одна ступенька. Но даже сейчас никто из тех, кто ее знал, не могут объяснить, «почему»? Почему так неожиданно Елизавета Константиновна решает порвать с морем и уехать в Москву? Возможно, любовь к сыну оказалась сильнее любви к морю? Последние годы своей жизни работала Назарова в Министерстве внеш ней торговли и ни с кем из мурманчан не поддерживала связи. Видно, Мур манск навсегда остался ее болью. Имя на мраморе Н а старом мурманском кладбище среди воинских захоронений име ется надгробье из черного мрамора с высеченным на плите тек стом: «Герой Советского Союза П. В. Мегер». Этот человек работал в пароходстве. Его труд отмечен самыми высокими наградами Родины. О нем сегодня мой рассказ. Павел Власович Мегер родился и вырос в Одессе. Его отец —Влас Мегер — всю свою жизнь проплавал коком на черноморских торговых судах. Об изго товленных им блюдах порой говорили: «бифштекс от Мегера». И это, поверь те, была самая лучшая рекомендация в кругу и моряков, и гурманов города. После окончания мореходной школы Павел работал матросом на торго вых судах. Он рано узнал вкус настоящего греческого кофе, побывал в Коломбо и Сингапуре, помнил цвет неба над Аденом. Но неожиданно для друзей и родственников он принимает решение сме нить солнце экватора на полярные льды. Что могло потянуть жителя теплого края в полуночный холод Мурманска? Трудно сейчас ответить на этот воп рос. Но как бы там ни было, одессит становится мурманчанином. А в солнеч ной Одессе у Павла остались жена, мать, брат. Недолго поработав кочегаром на рыболовных судах, Павел перешел в пароходство. А когда в 1938 году комплек товалась команда ледокола «Ермак», направлявшегося на выручку судов, за жатых льдами Арктики, капитан Сорокин принял его в экипаж на должность камбузника. С 1937 года ледокольные пароходы «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин» были зажаты льдами и дрейфовали от Новосибирских островов на Север. Через год на долю «Ермака» выпала историческая миссия —пробиться к судам и вывести их из ледового плена. Но вывести «Седов» из-за поломки руля было невозможно, и он вынужден был остаться на вторую зимовку. Его команда была укомплектована, в основном, за счет экипажа ледокола «Ермак».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz