Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 127 лезной точностью вела прокладку курса, определяясь по звездам и пеленгам. А. Щетинина и впрямь строго взыскивала за каждую, как казалось Лизе, ме лочь. Назарова не обижалась. Она почувствовала за внешней суровостью теп лоту и сердечность своего капитана. Затем было замужество, рождение сына и переход в Центральный аппа рат Министерства морского флота. Но семья скоро распалась, и инженер- диспетчер Главного управления движения и эксплуатации флота и портов Елизавета Константиновна Назарова была откомандирована в Мурманское государственное арктическое пароходство. На северных судах ей предстояло набрать ценз для получения диплома капитана дальнего плавания. Прошло несколько лет. Елизавета Константиновна работала третьим, вто рым помощником капитана. Побывала во многих странах мира. Приходилось водить суда в штормовых условиях Атлантики и Бискайского залива, любо ваться Неаполитанской гаванью, гулять по улицам туманного Лондона. Рабо тала на пароходах «Мета», «А. Суворов», дизель-электроходах «Цимлянск- гэс», «Рионгэс» и других. А училась теперь у известных мурманских капита нов —А. И. Дубинина, В. Ф. Цируля, И. П. Лопатина, Г. М. Очередника. Все они высоко ценили морские качества штурмана Назаровой. Немало миль осталось позади... Чтобы с большей отдачей работать на судах заграничного плавания, Елизавета Константиновна заочно закончила курсы английского языка, а затем занялась испанским. Оба языка она знала в совершенстве. По ее инициативе на судне работал кружок иностранного язы ка, где Назарова обучала моряков. Кстати, дизель-электроход «Рионгэс» работал на линии Мурманск —Куба, и знание испанского очень пригодилось. Рассказывают, что ее лично знал и ценил сам Фидель. На всех официальных встречах переговоры велись с по мощью Элизабет —так ласково называли ее кубинцы... Особо памятен один необычный рейс. Дизель-электроход «Рионгэс» вы шел из Рижского порта и взял курс на Буэнос-Айрес. Моряки тщательно гото вились к этому рейсу, с юмором называли его «полосатым». Незадолго до это го прошел фильм с аналогичным названием на экранах кинотеатров. На борту среди разнообразного груза находились в клетках 16 зверей — верблюды, медведи, косули, яки и даже львица для аргентинского зоопарка. Необычные пассажиры, несмотря на длительность плавания, чувствовали себя комфортно. Моряки хорошо подкармливали их. Но произошел и курьез ный случай. Один из гималайских медведей убежал из клетки и отправился путешествовать по палубе. Была создана бригада из матросов во главе со вторым штурманом Елизаветой Назаровой. Моряки быстро вернули путеше ственника. Помогла им львица. Она так зарычала на беглеца, что тот отсту пил в клетку. За время рейса львица очень привязалась к женщине. Елизаве та Константиновна выпускала ее из клетки, вела в свою каюту и угощала сгущенкой. Львица настолько привыкла к женщине, что позволяла позиро вать со своей укротительницей перед судовыми фотографами...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz