Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

Арктика, красавица, едва ли, Гордый, покорить тебя решусь. Я в твои заснеженные дали Кованым форштевнем постучусь. Капитан В. К. Лаврека Имя в скрижалях истории О вкладе Фёдора Васильевича Чижова в развитие мореплавания на Севере на одном из занятий Мурманской городской обще­ ственной организации «Ассоциация исследователей Арктики» гово­ рил капитан пароходства Леонид Степанович Селивёрстов. Докладчик отме­ тил, что Мурманское и Северное морские пароходства вышли из организо­ ванного Чижовым в 1875 году «Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства» и являются продолжателями славных традиций, зало­ женных в прежние годы. Познакомившись с биографией Ф. В. Чижова, чле­ ны Ассоциации были единодушны в том, что сегодня наша страна крайне нуждается в таких бескорыстных деятелях, людях долга и чести. Занятие было посвящено 200-летию (11 марта 1811 г.) со дня рождения Ф. В. Чижова —великого гражданина России, выдающегося математика, круп­ ного промышленника и финансиста, искусствоведа, публициста и обществен­ ного деятеля, человека незаурядного организаторского таланта и предприим­ чивости. Неоценим вклад Чижова в развитие промышленного потенциала России. Он стал инициатором создания первой в России железной дороги, построен­ ной на средства российских капиталистов исключительно русскими рабочи­ ми и инженерами, открыл первый в России Московский купеческий банк и был его председателем. Под его руководством было учреждено Московское купеческое общество взаимного кредита. И в этом обществе его избрали пред­ седателем. Чижов всемерно способствовал подготовке собственной техниче­ ской интеллигенции и рабочего класса. В последние годы жизни организовал акционерное общество Донецкой каменноугольной железной дороги, вел пе­ реговоры об образовании общества Киево-Брестской железной дороги, зани­ мался экономическим обоснованием и расчетами рентабельности Костром­ ской и Киржацкой веток Ярославской дороги, планировал продлить их в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz