Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
124 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Леди-капитан В еду экскурсию по музею и у портрета капитана Людмилы Анато льевны Тибряевой слышу один и тот же вопрос: «А что, она была единственной женщиной-капитаном на нашем флоте?». Далее прихо дится рассказывать о том, что первой женщиной-капитаном на отечествен ном флоте была Анна Ивановна Щетинина. Она пользовалась большим ува жением не только в нашей стране, но и за ее пределами. Зарубежные коллеги называли ее «леди-капитан». Этот рассказ о ней. В тридцатые годы прошлого века имя и слава этой героической женщины перешагнула рубежи нашей страны. В 16 лет она избрала и на всю жизнь осталась верна профессии, которая веками считалась недоступной для жен щин. Даже сегодня такие понятия, как женщина-летчик, женщина-космонавт, женщина-моряк, вызывают у нас чувство восхищения и даже удивления. А ведь в начале тридцатых годов прошлого столетия профессия моряка счи талась сугубо мужской. И именно она, Анна Ивановна Щетинина, развеяла это представление. В выборе будущей профессии Анна Щетинина ни минуты не сомневалась. В 1925 году окончила 8 классов. В том же году поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Сомневалось в правильнос ти ее выбора руководство водного техникума, где Анне Щетининой было отка зано в стипендии как бесперспективной студентки. Поэтому она ночами рабо тала грузчиком в порту, кстати, наравне с мужчинами. Много шуток и откро венного пренебрежения пришлось пережить молодой девушке на пути к заветной цели, но ее характер был железным, а воля непреклонной. Всю свою жизнь она посвятила морю. Плавала практикантом на судах, матросом, штурманом. В возрасте 24 года Анна получила диплом судоводителя, а в 27 стала первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания. Первое капитанское крещение она приняла в 1935 году. Из Гамбурга в Черное море, а затем в Петропавловск-Камчатский привела рыбопромысловый пароход «Чавыча». В 1938 году Щетинина была первым начальником Владивостокского рыбно го порта. Затем ее направили на учебу в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, где ее застала Великая Отечественная война. С первых дней войны Анна Ивановна — в рядах защитников Родины. В качестве капитана транспортных судов она участвует в боевых операциях на Балтийском море, перевозит военные грузы, эвакуирует раненых. В этих тяже лых и опасных рейсах проявился твердый и решительный характер капитана. В одном из рейсов, во время эвакуации из Таллина, Анна Ивановна коман довала пароходом «Сауле». В небе появились вражеские «юнкерсы». Полетели бомбы, взрывом был поврежден корпус, судовые трубопроводы. Вышла из строя рулевая машина, вспомогательные механизмы. Часть экипажа получила ране ния, были убиты несколько членов экипажа. Чтобы сохранить судно, капитан принимает решение, которое оказалось единственным правильным, — выбро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz