Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 121 дней балясине и долго вглядывался в слепую темную воду. «Все лопасти винта сломаны», —доложил он взволнованным голосом. До того времени винты среди льдов в океане не меняло ни одно судно в мире. Экипаж «А. Сибирякова» создавал дифферент на нос, задрав корму на шесть с лишнем метров, сумел за два дня поставить новые лопасти. Все слож­ ные работы выполнялись при непосредственном участии Юрия Константи­ новича Хлебникова. Судно получило ход и начало медленно продвигаться в тяжелом льду. Когда всего 100 миль отделяли «А. Сибиряков» от Берингова пролива, обломался конец гребного вала. Весь винт с новыми лопастями и ступицей ушел на дно. Судно дрейфовало. Но «бог погоды» смиловался. По­ дул норд-вест в сторону пролива. Было принято решение —поставить паруса. Идея эта больше других покорила старпома. Под его руководством приспо­ сабливались железные мачты, антенны к подъему парусов, которые шили прямо на палубе из больших, грязных, пропитавшихся угольной пылью, брезентов. А когда паруса подняли, судно стало хоть и медленно, но самостоятельно продвигаться вперед. Большие льдины обходили при помощи ледового яко­ ря. Матросы спускались на лед, укрепляли якорь на большой трос, и при помощи паровой лебедки «А. Сибиряков» подтягивался вперед на стальном тросе. Лед взрывали аммоналом. Старпом не уходил с палубы несколько су­ ток, стоял самые сложные, ночные, вахты, пока пароход не выбрался на чис­ тую воду. В таких условиях совершенствовалось мастерство и профессиона­ лизм Хлебникова. За работу в этой экспедиции он награжден орденом Трудо­ вого Красного Знамени. А уже на следующий год по рекомендации В. И. Воронина Хлебников был назначен капитаном парохода «А. Сибиряков». Затем был ледорез «Фе­ дор Литке». В 1936 году «Литке» под командованием Хлебникова впервые осуществил проводку с запада на восток военно-морских судов. Из состава Краснознаменного Балтийского флота в Тихий океан перегонялись минонос­ цы «Сталин» и «Войков». Миноносцев сопровождали танкеры. За успешную безаварийную проводку военных кораблей Юрий Константинович был на­ гражден орденом Ленина. В навигацию 1942 года арктический ледокольный флот пополнился но­ вым мощным ледоколом «А. Микоян», пришедшим Северным морским пу­ тем с Дальнего Востока. Командиром на ледокол был направлен Юрий Кон­ стантинович Хлебников — опытный ледовый капитан, стройный, интелли­ гентный, прекрасно владел английским. Возможно, все это было принято во внимание, когда во время Великой Отечественной войны он был направлен в США для приемки согласно договору ленд-лиза американского ледокола «Северный ветер». Затем он до конца войны плавал на нем командиром, про­ водил через льды суда с грузами, идущие в конвоях из Англии и США. За заслуги в борьбе с фашистскими захватчиками он был награжден медалью Нахимова и орденом Отечественной войны I степени.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz