Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

120 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Подарок капитана Ю рий Константинович Хлебников — известный полярный капи­ тан. Имя его более 30 лет связано с Арктикой. В архипелаге Известий ЦИК в Карском море расположен остров Хлебникова. Именем Хлебникова назван мыс в заливе Русская Гавань. В 1982 году трассы Северного морского пути вышел ледокол «Капитан Хлебников». Жизнь Юрия Константиновича полна драматизма, героических открытий и разочарований. Уже сам факт рождения в семье личного дворянина в горо­ де Варшаве создавал вокруг его имени множество проблем. Он никогда не скрывал своего происхождения и любви к родителям. Гордился тем, что они в трудные двадцатые годы не иммигрировали за границу. Отец, Константин Михайлович, —военный топограф. Работал в Царстве Польском и Манчжурии. К началу революции имел чин подполковника. Мать, Мария Николаевна, родилась в купеческой семье. После революции работала в Ленинграде в Гидрографическом институте. Оба родителя погибли во вре­ мя Ленинградской блокады от голода. Когда Юрию исполнилось десять лет, родители отдали его в Морской кадетский корпус. Но мальчик мечтал о море. И в 1915 году по собственно­ му желанию Юрий Хлебников пришел в Морской кадетский корпус. Буду­ чи кадетом, он плавал на миноносце «Десна», а потом после расформирова­ ния Морского кадетского корпуса работал матросом, кочегаром на пароходе «Генерал Суворов». В период военной интервенции Хлебников был мобилизован белыми в Онежскую озерную флотилию. После прихода красных частей остался рабо­ тать в Архангельске в торговом флоте. В свободное от вахт время изучал штурманское дело и в 1923 году сдал экстерном экзамен в морском техникуме на должность капитана дальнего плавания. С передачей ледоколов Главному управлению Северного морского пути Хлебников перешел работать на ледоколы. В начале тридцатых годов Владимир Иванович Воронин формировал команду для экспериментального сквозного прохода по Северному морскому пути с запада на восток за одну навигацию. Сомнений не было. Старпомом был зачислен Юрий Константи­ нович Хлебников — грамотный судоводитель, интеллигентный человек. Он мог в трудной ситуации хладнокровно, на уровне высокого профессионализ­ ма принять решение, при необходимости заменить капитана на мостике при переходе через тяжелые льды Арктики. И капитан не ошибся в выборе. Когда до мыса Дежнёва оставалось чуть более 200 километров, раздался ужасный треск. «А. Сибиряков» остановил­ ся. Надо было срочно определить причину аварии. К поручням прикрепили штормтрап и старший штурман Хлебников спустился вниз, под корму. Ему спустили несколько электрических ламп. Штурман повис на самой после­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz