Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

112 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА шал опасные рейсы, поддерживая связь с передовыми позициями. 23 сентяб­ ря 1941 года «Ермак» стоял в Кронштадте на Большом рейде. 36 самолетов избрали его своей мишенью. На мостике командовал капитан Сорокин. Он уверенно маневрировал ледоколом, уклоняясь от попаданий. Искусство и хладнокровие старого капитана спасли ледокол —ни одна бомба не попала на судно. После боя капитан спустился отдыхать, и только на следующий день ермаковцы узнали, что вчерашний налет не прошел бесследно. Михаил Яков­ левич лишился слуха —барабанные перепонки не выдержали оглушительно­ го грохота боя. После войны было принято решение направить ледокол на переоборудо­ вание в Бельгию. Сорокин перешел на другой ледокол: преклонный возраст и плохое здоровье не позволили ему согласиться на длительную заграничную командировку. В командование вступил Борис Николаевич Макаров: в свое время он несколько лет плавал на ледоколе в должности штурмана и хорошо знал судно. С 1950 года ледокол был приписан к порту Мурманск и находился в веде­ нии Мурманского пароходства. После ремонта он блестел свежестью. На ледо­ кол вновь вернулся Сорокин. Несмотря на свои 70 лет, он был энергичен. В апреле 1951 года экипаж тепло прощался с любимым капитаном. Соро­ кин ушел на ленинградский ледокол «Сибиряков». В 1977 году в Финляндии для Мурманского пароходства был построен ледокол «Капитан Сорокин». Он работал на арктических трассах, а через два десятка лет ледокол, носящий его имя, также, как капитан, ушел из Мурманска в Санкт-Петербург. На смену Сорокину пришел Герман Васильевич Драницын. Этот еще мо­ лодой моряк имел большой опыт полярных плаваний и обладал качествами незаурядного капитана. Он много лет промышлял зверя на ботах и шхунах в Баренцевом и Карском морях, плавал на зверобойных судах, прошел ледо­ кольную практику у В. И. Воронина. Несколько лет Драницын командовал линейными ледоколами отечественной постройки и по праву считался одним из лучших капитанов ледокольных судов. Скромный, немногословный, несколько замкнутый, он все знания и энер­ гию отдавал любимой работе. Сейчас на трассах Северного морского пути гордо несет имя капитана дизель-электрический ледокол «Капитан Дранн- цын». Всего 2 года работал на «Ермаке» капитаном Константин Константино­ вич Бызов. До этого он около 10 лет командовал ледоколами «Микоян» и «Северный ветер». Арктику он хорошо знал. Тогда на «Ермаке» был впервые установлен радиолокатор, на верхнем мостике установили два новых про­ жектора с выносными станциями управления. О них мечтали моряки-ерма- ковцы. Ледоколу был придан вертолет Ми-1. Для него на корме оборудовали посадочную площадку. Вскоре Бызов получил назначение в Финляндию —наблюдать за пост­ ройкой новых ледоколов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz