Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

110 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА На смену Фельману был направлен капитан Гасабов, который не принял революцию и в эстонском порту Таллин покинул судно. Командование при­ нял штурман Тульский, работавший на ледоколе со дня его постройки. На «Ермаке» крепла дисциплина, восстанавливались хорошие традиции, подби­ ралась опытная команда. О ледовых победах «Ермака» стало известно за гра­ ницей. С 1911-го по 1928 год командиром ледокола был Владимир Дмитриевич Селенинов, уроженец города Архангельска. Данных о его деятельности в на­ шем архиве, к сожалению, нет. Известно, что умер он 4 июля 1928 года в собственной квартире. Осенью 1928 года в командование ледоколом вступил Павел Акимович Пономарев. Ему едва исполнилось 30 лет. Коренной помор, уроженец Оло- нецской губернии с детства был связан с морем. Он только что возвратился из исторического похода на «Красине» по спасению экспедиции Нобиле. Нео­ бычайно сильные морозы сковали в тот год все Балтийское море. Морская торговля Германии была парализована. Сотни судов были зажаты льдами. Гамбургский синдикат судовладельцев обратился к советскому правитель­ ству за помощью, прося направить на спасение судов «Ермак». За зиму ледо­ колом было спасено более 500 судов. Немцы уплатили за аренду «Ермака» около миллиона марок. Германская пресса называла деятельность экипажа подвигом, а капитану присвоили по­ четное звание «ледового аса». «Капитан “Ермака" творит чудеса!» —утверждали спасенные моряки, под­ черкивая, что околка льда производилась в 2—3 метрах от их борта. Капитан при этом не допустил ни единого столкновения или навала. Павел Акимович стал популярным. Репортеры отмечали, что капитан свободно говорит на трех языках. Рассуждали о высоком мастерстве ледовой проводки, не подозревая, что производят в мастера человека, едва успевшего стать капитаном. Ледокол «Ермак» и атомоход «Ленин» были первым и последним судами, которыми командовал Павел Акимович Пономарев. Ему было 63 года, когда его назначили капитаном первого в мире ледокола с атомной энергетической установкой. На седьмом десятке лет осваивать новую технику непросто. Но он сдал экзамен на управление атомоходом, активно вмешивался в его стро­ ительство. По инициативе капитана изменена форма надстройки, система компоновки грузовых устройств и т.д. В навигацию 1960 года он вышел в последний для него рейс. Тогда капитан прокладывал курс не по разводьям, а сам искал сплоченные торосистые льды. Пономарев не признавал закрытой рубки и управлял атомоходом с ходового мостика. Врачи не раз предупреж­ дали, что при полиартрите мерзнуть нельзя. Но он иначе не мог. Стоял на морозе по 4 часа. «Ленин» выдержал эксперимент. В той навигации ледокол провел через пролив Вилькицкого 38 тонкобортных речных судов. Последнее плавание продолжалось всего сто дней, и это значит, что капи­ тан провел на открытом воздухе не менее 800 часов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz