Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
110 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА На смену Фельману был направлен капитан Гасабов, который не принял революцию и в эстонском порту Таллин покинул судно. Командование при нял штурман Тульский, работавший на ледоколе со дня его постройки. На «Ермаке» крепла дисциплина, восстанавливались хорошие традиции, подби ралась опытная команда. О ледовых победах «Ермака» стало известно за гра ницей. С 1911-го по 1928 год командиром ледокола был Владимир Дмитриевич Селенинов, уроженец города Архангельска. Данных о его деятельности в на шем архиве, к сожалению, нет. Известно, что умер он 4 июля 1928 года в собственной квартире. Осенью 1928 года в командование ледоколом вступил Павел Акимович Пономарев. Ему едва исполнилось 30 лет. Коренной помор, уроженец Оло- нецской губернии с детства был связан с морем. Он только что возвратился из исторического похода на «Красине» по спасению экспедиции Нобиле. Нео бычайно сильные морозы сковали в тот год все Балтийское море. Морская торговля Германии была парализована. Сотни судов были зажаты льдами. Гамбургский синдикат судовладельцев обратился к советскому правитель ству за помощью, прося направить на спасение судов «Ермак». За зиму ледо колом было спасено более 500 судов. Немцы уплатили за аренду «Ермака» около миллиона марок. Германская пресса называла деятельность экипажа подвигом, а капитану присвоили по четное звание «ледового аса». «Капитан “Ермака" творит чудеса!» —утверждали спасенные моряки, под черкивая, что околка льда производилась в 2—3 метрах от их борта. Капитан при этом не допустил ни единого столкновения или навала. Павел Акимович стал популярным. Репортеры отмечали, что капитан свободно говорит на трех языках. Рассуждали о высоком мастерстве ледовой проводки, не подозревая, что производят в мастера человека, едва успевшего стать капитаном. Ледокол «Ермак» и атомоход «Ленин» были первым и последним судами, которыми командовал Павел Акимович Пономарев. Ему было 63 года, когда его назначили капитаном первого в мире ледокола с атомной энергетической установкой. На седьмом десятке лет осваивать новую технику непросто. Но он сдал экзамен на управление атомоходом, активно вмешивался в его стро ительство. По инициативе капитана изменена форма надстройки, система компоновки грузовых устройств и т.д. В навигацию 1960 года он вышел в последний для него рейс. Тогда капитан прокладывал курс не по разводьям, а сам искал сплоченные торосистые льды. Пономарев не признавал закрытой рубки и управлял атомоходом с ходового мостика. Врачи не раз предупреж дали, что при полиартрите мерзнуть нельзя. Но он иначе не мог. Стоял на морозе по 4 часа. «Ленин» выдержал эксперимент. В той навигации ледокол провел через пролив Вилькицкого 38 тонкобортных речных судов. Последнее плавание продолжалось всего сто дней, и это значит, что капи тан провел на открытом воздухе не менее 800 часов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz