Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 109 19 февраля (3 марта по новому стилю) на «Ермаке» был поднят Российский флаг. И впер­ вые арктические плавания повел ледокол коман­ дир М. П. Васильев. Его профессионализм и прекрасные морские качества высоко ценил Ма­ каров. Адмирал и командир были единомышлен­ никами. После окончания Морского корпуса Васильев служил на фрегате «Минин», на кли­ пере «Абрек», канонерской лодке «Морж» и кор­ вете «Витязь» в Беринговом, Охотском и Япон­ ском морях, производил гидрографические ра­ боты и описывал берега Дальнего Востока. Его именем названы острова в Карском и Японском морях. С началом русско-японской войны Ми­ хаил Петрович направлен в Порт-Артур, где слу­ жил при штабе С. О. Макарова флаг-офицером. Погиб он одновременно с адмиралом на броне­ носце «Петропавловск». После Васильева на капитанский мостик «Ермака» поднялся Николай Николаевич Коломейцов, известный исследователь Арктики, участник пос­ ледней экспедиции Толля, которая отправлялась на поиски Земли Саннико- ва. Это под его руководством в 1900—1902 годах «Заря» совершила переход из Петербурга в Карское море. Всего два года командовал ледоколом Коло­ мейцов. Затем он участвовал в русско-японской войне, в Цусимском сраже­ нии. Николай Николаевич работал в комиссии по организации исследований Северного морского пути на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», командовал броненосцем «Слава». В 1914 году был назначен начальником бригады крейсеров Балтийского флота, затем командовал Чудской озерной флотилией. В 1917 году этот замечательный моряк был арестован, затем бе­ жал в Финляндию. В годы Гражданской войны командовал отрядом судов на Черном море. Позже эмигрировал во Францию. В 1904 году в командование «Ермаком» вступил капитан Рудольф Карло­ вич Фельман. Несмотря на плохое техническое состояние, ледокол был вклю­ чен в состав эскадры, уходящей на Дальний Восток. Ему поручалась роль угольного транспорта. Капитан неоднократно докладывал о неисправности дейдвудных валов. Но участие в походе не отменялось. На пятые сутки похо­ да отказала кормовая машина. Ледокол остановился. С флагманского броне­ носца что-то сигнализировали, но невозможно было разобрать значение фла­ гов, и капитан на шлюпке выехал на флагманский корабль. Внезапно разда­ лись оружейные выстрелы. Разгневанный адмирал Рожественский приказал открыть огонь по капитану «Ермака», предполагая намеренное неисполнение приказа. Фельмана обвинили в неумении управлять судном и в злостном неподчинении. «Ермак» был возвращен в Либаву. Это спасло ледокол от вер­ ной гибели в Цусимском проливе. Л t ▼ * * * $ ’ ф Вице-адмирал С. О. Макаров - создатель ледокола «Ермак» Фото из dmiuheмузея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz