Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

103 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА В соответствии с выводами и требованиями доктора пришлось изменить распорядок на судне. Продолжительность рабочего дня была сокращена до 5 часов. Кроме того, необходимо было внести в жизнь экипажа что-то новое. Такое занятие нашли. Организовали курсы механиков и судоводителей. Уче­ ба занимала у седовцев до 75 процентов свободного времени. Укомплектова­ ли соответствующий штат преподавателей. Доктор Соболевский преподавал химию, капитан Бадигин —навигацию и лоцию, старпом Ефремов —устрой­ ство и теорию судна и т. д. Учеба сблизила моряков, отвлекла от мыслей о доме, родных и близких. В соответствии с заключением комиссии всем вы­ державшим экзамены после окончания дрейфа были выданы дипломы. Доктор вместе с экипажем благополучно вернулся на Родину. Свой долг он выполнил сполна: за время долгого рейса никто на «Седове» не хворал. За выполнение обширной программы научных исследований в трудных услови­ ях Арктики и проявленное мужество А. П. Соболевскому было присвоено звание Героя Советского Союза. После завершения дрейфа и короткого отдыха Соболевский поступил в Военно-медицинскую академию и успешно закончил ее. В мае 1959 года в звании полковника медицинской службы он уволился в запас. И еще до 1977 года работал главным врачом Дома санитарного просвещения в Ленинграде. Умер Александр Петрович Соболевский в 1988 году. Капитаны «Ермака» О создателе первого в мире полярного ледокола «Ермак», постро­ енного более ста лет назад, адмирале С. О. Макарове написаны книги. С этим именем связано формирование лучших традиций мор­ ского флота России. 65 лет активно работал ледокол, умножая славу своего творца. Секрет долголетия ледокола, как считают специалисты, заключался в его грамотной эксплуатации, в заботе моряков о судне, его системах. Это нео­ споримо, как И то, что на мостик «Ермака» за долгие годы его работы поднима­ лись и вели ледокол на штурм арктических трасс знаменитые капитаны. Летом 1898 года на постройку ледокола выехал в Ньюкасл первый капи­ тан «Ермака» Михаил Петрович Васильев, образованный моряк и хороший командир. Спуск ледокола на воду состоялся 17 октября 1898 года. В кают- компании ледокола, весь период его эксплуатации, висела большая фотогра­ фия, запечатлевшая торжественный момент его «крещения». Крестной матерью ледокола была жена командира ледокола. «Да будет имя твое “Ермак”»! — с волнением в голосе произнесла тогда Мария Николаевна Васильева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz