Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

104 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА откачать воду из котлов, организовать ремонтные работы. Всего не пере­ числить. Опыта зимовки в дрейфующих льдах ни у кого не было. Много спорили, обсуждали. Механики «Садко» под руководством Матвея Матвеевича хоро­ шо и раньше других справились со своей работой. А как только на судах погасли электрические огни, моряки начали придумывать, какие изготовить двигатели, чтобы получить свет. Разбились на конкурирующие между собой группы и изготовляли некое подобие ветряной мельницы. Но как эта мельни­ ца должна дать свет, никто не знал. Фирму «Красный Матвей» возглавил старший механик «Садко». Это было самое солидное предприятие: оно моно­ польно владело всей «производственной базой», в том числе и токарным стан­ ком. Изготовляли модели ветряного двигателя, проверяли расчеты, разраба­ тывали эскизы и схемы. Вскоре все объединения потерпели крах. И только фирма «Красный Матвей» довела дело до конца. Ветродвигатель системы Матвея Матвеева — хитрое и малопонятное сооружение, изготовленное из частей гидрологической лебедки, брусьев, ремней, из парусины, —оживленно замахал крыльями, и пароход на несколько минут внезапно озарился элект­ рическим светом. К сожалению, пользоваться двигателем можно было только при устойчивом ветре 4—5 баллов, крайне редком в суровой Арктике. В ос­ тальное же время двигатель «Красный Матвей» использовался только для зарядки аккумуляторов радиостанций. Всю войну ходил Матвеев на ледокольном пароходе «Г. Седов». Несмот­ ря на техническую изношенность судна, старший механик обеспечивал беза­ варийную работу механизмов, выполнение всех задач по перевозке грузов в Арктике и зверобойной компании. За самоотверженный труд был награжден орденом Отечественной войны II степени и орденом Красной Звезды. Сейчас уже немногие знают, что в 1946 году на «Г. Седове» произошел страшный пожар. Вспыхнула киноустановка, погибли люди. При тушении пожара получил сильные ожоги и Матвей Матвеевич. После лечения врачи дали заключение, что к работе в Арктике он «малопригодный». Было Матве­ еву тогда 64 года. По воспоминаниям ветеранов, он не смог согласиться с таким заключением и обратился в Министерство морского флота с просьбой позволить ему поработать на благо Родины. И разрешение было получено. Он был направлен старшим механиком на ледокольный пароход «Таймыр». В 1952 году был представлен к награждению орденом Ленина. Но время неумолимо. На смену старому паровому флоту пришли дизель- электрические суда. В 1954 году в возрасте 72 года Матвей Матвеевич Матве­ ев ушел на пенсию. Поселился он в южном городе Херсоне. Там и доживал свою жизнь. Возможно и сейчас старожилы этого города помнят старого мо­ ряка в белом морском кителе с тростью в руке и наградами на груди. Тради­ ции Матвея Матвеевича продолжают его внуки, которые живут в Мурманске и работают в рыболовном флоте. А память о первооткрывателе Северного морского пути хранится в музее Мурманского пароходства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz