Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
104 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА откачать воду из котлов, организовать ремонтные работы. Всего не пере числить. Опыта зимовки в дрейфующих льдах ни у кого не было. Много спорили, обсуждали. Механики «Садко» под руководством Матвея Матвеевича хоро шо и раньше других справились со своей работой. А как только на судах погасли электрические огни, моряки начали придумывать, какие изготовить двигатели, чтобы получить свет. Разбились на конкурирующие между собой группы и изготовляли некое подобие ветряной мельницы. Но как эта мельни ца должна дать свет, никто не знал. Фирму «Красный Матвей» возглавил старший механик «Садко». Это было самое солидное предприятие: оно моно польно владело всей «производственной базой», в том числе и токарным стан ком. Изготовляли модели ветряного двигателя, проверяли расчеты, разраба тывали эскизы и схемы. Вскоре все объединения потерпели крах. И только фирма «Красный Матвей» довела дело до конца. Ветродвигатель системы Матвея Матвеева — хитрое и малопонятное сооружение, изготовленное из частей гидрологической лебедки, брусьев, ремней, из парусины, —оживленно замахал крыльями, и пароход на несколько минут внезапно озарился элект рическим светом. К сожалению, пользоваться двигателем можно было только при устойчивом ветре 4—5 баллов, крайне редком в суровой Арктике. В ос тальное же время двигатель «Красный Матвей» использовался только для зарядки аккумуляторов радиостанций. Всю войну ходил Матвеев на ледокольном пароходе «Г. Седов». Несмот ря на техническую изношенность судна, старший механик обеспечивал беза варийную работу механизмов, выполнение всех задач по перевозке грузов в Арктике и зверобойной компании. За самоотверженный труд был награжден орденом Отечественной войны II степени и орденом Красной Звезды. Сейчас уже немногие знают, что в 1946 году на «Г. Седове» произошел страшный пожар. Вспыхнула киноустановка, погибли люди. При тушении пожара получил сильные ожоги и Матвей Матвеевич. После лечения врачи дали заключение, что к работе в Арктике он «малопригодный». Было Матве еву тогда 64 года. По воспоминаниям ветеранов, он не смог согласиться с таким заключением и обратился в Министерство морского флота с просьбой позволить ему поработать на благо Родины. И разрешение было получено. Он был направлен старшим механиком на ледокольный пароход «Таймыр». В 1952 году был представлен к награждению орденом Ленина. Но время неумолимо. На смену старому паровому флоту пришли дизель- электрические суда. В 1954 году в возрасте 72 года Матвей Матвеевич Матве ев ушел на пенсию. Поселился он в южном городе Херсоне. Там и доживал свою жизнь. Возможно и сейчас старожилы этого города помнят старого мо ряка в белом морском кителе с тростью в руке и наградами на груди. Тради ции Матвея Матвеевича продолжают его внуки, которые живут в Мурманске и работают в рыболовном флоте. А память о первооткрывателе Северного морского пути хранится в музее Мурманского пароходства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz