Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 103 И на Большую землю пошла радиограмма о победе, о том, что судно двигается вперед, выр­ вавшись из ледовой ловушки. И вновь толчок, резкий удар, звон телеграфа. Все столпились вокруг старшего механика. Поломка серьезная. Вал ходит взад и вперед более чем на два санти­ метра. Двигаться нельзя. «Авария тяжелая, но все исправимо» —сообщает Матвеев. Всю ночь работают механики, ставят распорки и закрепы. В машине непрерывно стучат молотки, слышит­ ся спокойный голос стармеха. К утру ремонт за­ кончен, и пароход снова движется вперед. И снова повреждена лопасть. Матвей Матве­ евич, грустно улыбаясь, утешает О. Ю. Шмидта: «На море есть поверье: больше трех аварий в рейсе на судне не бывает. Аварийная программа нами выполнена». Однако впереди у экипажа было чудовищ­ ное испытание. Сломался под напором льда старый вал и вместе с лопастями ушел на дно. Ледокольный пароход превратился в обыкновенную баржу. Но, несмотря на все сложности этого рейса, задание правительства было выпол­ нено. «Сибиряков» под парусами вышел в Берингов пролив. Впервые в исто­ рии судно прошло Северным морским путем с запада на восток за 66 суток. За успехи в этой экспедиции старший механик Матвеев был награжден орденом Трудового Красного Знамени и патефоном. Вдоль и поперек избороздил Матвеев Арктику. В 1937 году работал стар­ шим механиком на ледокольном пароходе «Садко». Пароход на 90 суток был передан в аренду высокоширотной экспедиции Главсевморпути. Научным руководителем был назначен В. Ю. Визе. «Садко» действовал не в одиночку. Поблизости вела исследовательские работы экспедиция на «Г. Седове». Ледокольный пароход «Малыгин» также исследовал бассейн моря Лаптевых. У Новосибирских островов суда попали в тяжелый лед и уже не смогли из него выбраться. «Люди лишились сна и отдыха. Даже педантичный и спокой­ ный старший механик —Матвей В Кубе (как прозвали весившего 125 кило­ граммов старшего механика бойкие на язык садковцы) —осунулся и как буд­ то немного убавил в весе. Он все время проводил в машинном отделении, чутко прислушиваясь к работе механизмов, работавших на пределе своей мощности» — вспоминал известный писатель-маринист Константин Бади- гин. Пришлось всем зимовать в дрейфующем льду. Огромный коллектив дрейфующей зимовки работал необыкновенно на­ пряженно. Но тяжелее всех доставалось машинным командам пароходов. Предстояло в короткий срок поставить машины на консервацию, смазать по­ лированные поверхности механизмов, чтобы предохранить их от ржавчины, М. М. Матвеев Фото из фондов музея истории ММП

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz