Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
102 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА капитаном В. И. Ворониным и О. Ю. Шмидтом на «А. Сибирякове» Севмор- путь с запада на восток в 1932 году, он же ходил с капитаном Н. И. Хромцо- вым в экспедиции на ледокольном пароходе «Садко». Написала в Архангельск и неожиданно получила письмо от внучки М. М. Матвеева. И, наконец, у меня в руках личное дело старшего механика пароходов «Таймыр», «В. Русанов», «Садко» Матвея Матвеевича Матвеева. Читаю. Перед глазами проходит жизнь русского моряка, тесно связанная с историей освоения Арктики. Родился Матвей Матвеев в семье бедного крестьянина Тверской губер нии, вдали от моря. С восьми лет пошел работать по найму батраком. Но такой труд не приносил в дом достатка и, как только мальчику исполнилось шестнадцать, он уехал в Петербург искать работу. Его приняли кочегаром на буксирный пароход «Усердный», принадлежащий купцу Андерсону. Спустя несколько лет он перешел в Земкараван Петроградского порта, а затем был откомандирован на судах Земкаравана в Архангельский порт. Так фортуна накрепко связала юношу с морем, с Севером. В 1917 году Матвей окончил курсы механических знаний при мореходном училище, стал механиком, ра ботал на судах Северного морского пароходства. Побывал в разных странах мира, но заворожила моряка Арктика. Ее освоению посвятил он свою жизнь. Механиком был «от бога». И капитан Воронин, когда принималось решение об организации экспедиции по Северному морскому пути, пригласил Матвеева на должность старшего механика ледокольного парохода «А. Сибиряков». И не пожалел об этом. В рейсе четко работали все судовые механизмы. А когда в районе Колючинской губы ударами об лед были сломаны лопасти гребного винта и пароход дальше двигаться не мог, было принято решение —сменить обломки лопастей на новые. Машинной команде парохода под руководством Матвеева впервые в истории приходилось совершать такую операцию среди дрейфующих льдов, постоянно сдавливающих судно. Для того, чтобы механи ки смогли подойти к винту, был дан дифферент на нос —затоплен нос судна и задрана корма на шесть с лишнем метров. Однако ступица, на которой сидели остатки лопастей, была покрыта водой более чем на полметра. Механикам при ходилось работать под водой, температура которой минус один градус. Каждые три минуты менялись люди. С онемевшими руками они лезли по трапу наверх, оттирались спиртом и снова спускались вниз для продолжения работы. Нако нец, сняты старые лопасти, на их место поставлены и закреплены новые. Тя желая даже в доке процедура осложнялась постоянным движением льдов. Старший механик Матвеев все время на работе. Он измучен, устал, но в са мые ответственные моменты сам подменял механиков и спускался в воду. Операция продолжалась почти шесть суток без перерыва. Моряки пони мали, что они не имеют права на зимовку во льдах ни при каких обстоятель ствах. Они должны выполнить задание —пройти Северным морским путем за одну навигацию. Вся страна, весь мир следил тогда за той уникальной операцией.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz