Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

98 В. И. Карепова. НА РУМБЕ — АРКТИКА Николай Сергеевич Шарыпов —машинист 1-го класса, самый молодой из седовцев. Он нес вахту, участвовал в авральных работах, в паре с капитаном Бадигиным вел научные наблюдения. Это он предложил метод замера глубин с использованием пружинных весов, что позволило точно определять момент достижения дна лагом и предупреждать обрыв троса. Он отличился во время аварии, когда судно опасно накренилось и в трюм стала поступать вода. Ни­ колай Шарыпов с Токаревым 20 минут поочередно ныряли в ледяную воду, чтобы заделать забортное отверстие. Во время войны Шарыпов отважно сра­ жался в составе разведотряда под Мурманском, был контужен. После войны работал на ледоколе «Микоян», ледокольном пароходе «Г. Седов». После­ дние годы он проживал в Москве. Обладая общительным и веселым характером, душой экипажа был Иван Иванович Гетман —кочегар 1-го класса. Вместе со старпомом А. Г. Ефремо­ вым он проводил гидрологические и метеорологические наблюдения, уча­ ствовал в изготовлении глубинного троса и замере океанских глубин. Во вре­ мя Великой Отечественной войны в боях за Новочеркасск в 1943 году он пропал без вести. Как стало известно позднее, И. И. Гетман был тяжело ра­ нен, захвачен фашистами и после допросов и истязаний убит в гестапо. Будучи совсем юным в промысловой артели, занимался зверобойным про­ мыслом Дмитрий Прокопьевич Буторин, затем работал на судах Главного управления Северного морского пути. В числе добровольцев остался на «Г. Седове» в должности боцмана. Прекрасно зная палубные механизмы суд­ на, боцман нес вахту, ремонтировал снаряжение, участвовал в авралах, стро­ ительстве ледового магнитного городка. Много дней в жгучий мороз распус­ кал стальные тросы, чтобы изготовить трос для глубоководных измерений. Во время Великой Отечественной войны Буторин служил боцманом на ко­ раблях Тихоокеанского флота, а после окончания войны некоторое время ра­ ботал с капитаном Бадигиным, но вскоре ушел с флота по состоянию здоровья. В июле 1932 года устроился кочегаром на ледокольный пароход «Таймыр» в Мурманске Ефрем Иванович Гаманков. Затем он перешел на «Ермак» и доб­ ровольно остался на «Седове» в качестве матроса 1-го класса. Он нес вахты, выполнял разные судовые работы, строил аварийные базы на соседних с суд­ ном льдинах, помогал боцману в изготовлении глубинного троса. Гидрографу В. X. Буйницкиму помогал проводить научные наблюдения. Во время войны работал кочегаром, машинистом, механиком на судах морского флота. Много месяцев, днем и ночью, осуществляли связь с Москвой через по­ лярные станции, расположенные на мысе Челюскин, мысе Желания и на ос­ трове Рудольфа старший радист Александр Александрович Полянский со своим помощником Николаем Михайловичем Бекасовым.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz