Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.

ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 97 Зимой и летом 1942 года Трофимов ходил на судах из Мурманска в за­ падные страны в составе союзных конвоев, в том числе в конвое PQ-17. Пос­ ле окончания войны Дмитрий Григорьевич работал механиком в Ленинград­ ском торговом порту. Сергей Дмитриевич Токарев в 1931 поду приехал в Архангельск и посту­ пил машинистом на ледокол «Ленин», позже работал на ледокольных паро­ ходах «Г. Седов», «Садко». Когда «Седов» остался дрейфовать в Арктике, Токарев перешел на него и продолжил дрейф в должности 2-го механика. Он мужественно переносил все тяготы и опасности дрейфа. 26 сентября 1938 года в результате ледового сжатия судно накренилось на 30 градусов. Вода затопила машинное отделение, что вызвало угрозу гибели парохода. Механик Токарев вместе с машинистом Николаем Шарыповым в течение 20 минут поочередно ныряли в ледяную воду, чтобы перекрыть забортное отверстие. Весной 1939 года он участвовал в ремонте руля парохода, поврежденного льдами. После окончания войны Сергей Дмитриевич работал на разных должнос­ тях в Главсевзапфлоте и Главном управлении Северного морского пути. В октябре 1957 года на пароходе «Кооперация» Мурманского пароходства вы­ шел к берегам Антарктики в составе 3-й комплексной антарктической экспе­ диции Академии наук СССР, занимал должность механика на научной стан­ ции «Мирный». Всеволод Степанович Алферов начинал работать кочегаром на рыбо­ ловных судах Мурманска, затем плавал на морских судах «Мироныч» и «Сорока» в должности машиниста. С 1933 года работал на ледокольных пароходах Главсевморпути «Садко» и «Г. Седов». Когда «Г. Седов» оказал­ ся в ледовом плену и большая часть команды была с судна эвакуирована, Алферов остался в числе добровольцев. Исполняя обязанности 3-го меха­ ника, он нес судовую вахту, участвовал в ликвидации аварий, в авралах и во всех судовых работах. Во время Великой Отечественной войны Алферов ходил в конвоях. В 1948 году, во время стоянки парохода «Харьков» в порту Новороссийск, бу­ дучи на берегу, Всеволод Степанович погиб в автомобильной катастрофе. Недзвецкий Иосиф Маркович после службы в Красной Армии участво­ вал в зимовках на полярных станциях. В январе 1938 года был зачислен в штат экипажа ледокола «Ермак», направлявшегося в Арктику для вывода судов из дрейфа, остался на «Седове» в качестве машиниста 1-го класса. Пос­ ле войны работал в системе Главного управления Северного морского пути. Был начальником полярных станций на мысе Лескин и Ванкарем, островах Тыртова и Ушакова. Затем возглавлял полярную станцию на мысе Арктиче­ ский, где трагически погиб во время пожара.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz