Карепова, В. И. На румбе Арктика : история Мурманского морского пароходства в событиях и лицах / В. И. Карепова. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 288 с. : ил.
ЧАСТЬ II. АРКТИЧЕСКИЕ МОРЕХОДЫ 97 Зимой и летом 1942 года Трофимов ходил на судах из Мурманска в за падные страны в составе союзных конвоев, в том числе в конвое PQ-17. Пос ле окончания войны Дмитрий Григорьевич работал механиком в Ленинград ском торговом порту. Сергей Дмитриевич Токарев в 1931 поду приехал в Архангельск и посту пил машинистом на ледокол «Ленин», позже работал на ледокольных паро ходах «Г. Седов», «Садко». Когда «Седов» остался дрейфовать в Арктике, Токарев перешел на него и продолжил дрейф в должности 2-го механика. Он мужественно переносил все тяготы и опасности дрейфа. 26 сентября 1938 года в результате ледового сжатия судно накренилось на 30 градусов. Вода затопила машинное отделение, что вызвало угрозу гибели парохода. Механик Токарев вместе с машинистом Николаем Шарыповым в течение 20 минут поочередно ныряли в ледяную воду, чтобы перекрыть забортное отверстие. Весной 1939 года он участвовал в ремонте руля парохода, поврежденного льдами. После окончания войны Сергей Дмитриевич работал на разных должнос тях в Главсевзапфлоте и Главном управлении Северного морского пути. В октябре 1957 года на пароходе «Кооперация» Мурманского пароходства вы шел к берегам Антарктики в составе 3-й комплексной антарктической экспе диции Академии наук СССР, занимал должность механика на научной стан ции «Мирный». Всеволод Степанович Алферов начинал работать кочегаром на рыбо ловных судах Мурманска, затем плавал на морских судах «Мироныч» и «Сорока» в должности машиниста. С 1933 года работал на ледокольных пароходах Главсевморпути «Садко» и «Г. Седов». Когда «Г. Седов» оказал ся в ледовом плену и большая часть команды была с судна эвакуирована, Алферов остался в числе добровольцев. Исполняя обязанности 3-го меха ника, он нес судовую вахту, участвовал в ликвидации аварий, в авралах и во всех судовых работах. Во время Великой Отечественной войны Алферов ходил в конвоях. В 1948 году, во время стоянки парохода «Харьков» в порту Новороссийск, бу дучи на берегу, Всеволод Степанович погиб в автомобильной катастрофе. Недзвецкий Иосиф Маркович после службы в Красной Армии участво вал в зимовках на полярных станциях. В январе 1938 года был зачислен в штат экипажа ледокола «Ермак», направлявшегося в Арктику для вывода судов из дрейфа, остался на «Седове» в качестве машиниста 1-го класса. Пос ле войны работал в системе Главного управления Северного морского пути. Был начальником полярных станций на мысе Лескин и Ванкарем, островах Тыртова и Ушакова. Затем возглавлял полярную станцию на мысе Арктиче ский, где трагически погиб во время пожара.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz