Карепова, В. И. Капитаны "Ермака" // Мурманский Арктический сборник / Ассоц. исслед. Арктики, Ред. журн. "Наука и бизнес на Мурмане"; гл. ред. и сост. В. М. Блинов]. – Мурманск, 2002. – С. 49-53.

53 В. И. Карепова. КАПИТАНЫ «ЕРМАКА» паж. Моряки знакомились с историей и традициями ледокола. С первых дней им прививали чувство ува­ жения к судну. С каждым годом все больше моряков учились в заочной школе и высших учебных заведе­ ниях. Уже никто не хотел уходить с «Ермака» на дру­ гие суда. Ермаковцы тогда взяли шефство над дет­ ским домом города Кирова. Они ежегодно навещали детей, рассказывали о ледоколе, об Арктике. Приез­ жали на «Ермак» и детдомовцы. В 1963 году ушел на пенсию капитан Чухчин, оставив о себе добрую память и множество учени­ ков. Его именем назвали теплоход, который возит грузы по трассам, проложенным «Ермаком». Юрий Константинович Хлебников. Это имя за­ мыкает список знаменитых капитанов «Ермака». Бо­ лее 60 лет его жизни было связано с Арктикой. В ар­ хипелаге «Известий ЦИК» в Карском море располо­ жен остров Хлебникова. Его именем назван мыс в заливе Русская гавань. На трассах Севморпути рабо­ тает ледокол «Капитан Хлебников». Судьба этого человека полна драматизма, герои­ ческих открытий и разочарований. Сам факт его рож­ дения в семье дворянина в Варшаве создавал немало проблем. После окончания кадетского корпуса он плавал кочегаром на пароходе «Генерал Суворов», затем был мобилизован белыми в Онежскую воен­ ную флотилию, но в итоге остался в Архангельске, работая в торговом флоте. Ученик Воронина, он был старпомом на «А. Сибирякове» во время историче­ ского плавания в 1932 году. Капитаном на ледорезе «Ф. Литке» Хлебников впервые совершил переход по Северному морскому пути с Дальнего Востока в Мур­ манск. Он надеялся, что трудом своим доказал пре­ данность стране, но в 1948 году капитану припомни­ ли дворянское происхождение. 8 лет провел в лагерях Воркуты. А когда реабилитировали, то пришел капи­ таном на «Ермак». Это была 62-я навигация ледокола. Капитан был всего на полгода младше судна. «Пока никто не жалуется ни на меня, ни на ледокол», — го­ ворил он шутя. И лучшим подтверждением явилось то, что «Ермак» был награжден вымпелом Совета Министров СССР и ВЦСПС. В 1965 году Хлебников перешел на работу в Тикси на новый ледокол. Были на «Ермаке» и другие капитаны. Говорят, что последний (не буду называть его фамилии) запус­ тил все хозяйство. Потемнела палуба ледокола, пе­ рестала сверкать металлическая отделка, на шварто­ вых стальных концах не стало видно клетневки. На смену паровому флоту пришел атомный. Уже бороздил трассы Арктики первенец атомного флота — атомоход «Ленин». Сейчас мало кто помнит, как умирал «Ермак». Его сожгли 17 декабря 1965 года на корабельном кладбище в Мурманске. И всех знаме­ нитых капитанов, командовавших «Ермаком», сегод­ ня нет в живых. Последним в Москве умер Констан­ тин Константинович Бызов. Умер и гордость «Ерма­ ка» —старший механик Исмаил Алексеевич Глаголев. Им было за девяносто. Но в Мурманске еще живут ветераны «Ермака». Это благодаря их воспоминани­ ям оформлена в Музее Мурманского морского паро­ ходства выставка о дедушке ледокольного флота «Ер­ маке» и его людях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz