Карепова, В. И. Капитаны "Ермака" // Мурманский Арктический сборник / Ассоц. исслед. Арктики, Ред. журн. "Наука и бизнес на Мурмане"; гл. ред. и сост. В. М. Блинов]. – Мурманск, 2002. – С. 49-53.
53 В. И. Карепова. КАПИТАНЫ «ЕРМАКА» паж. Моряки знакомились с историей и традициями ледокола. С первых дней им прививали чувство ува жения к судну. С каждым годом все больше моряков учились в заочной школе и высших учебных заведе ниях. Уже никто не хотел уходить с «Ермака» на дру гие суда. Ермаковцы тогда взяли шефство над дет ским домом города Кирова. Они ежегодно навещали детей, рассказывали о ледоколе, об Арктике. Приез жали на «Ермак» и детдомовцы. В 1963 году ушел на пенсию капитан Чухчин, оставив о себе добрую память и множество учени ков. Его именем назвали теплоход, который возит грузы по трассам, проложенным «Ермаком». Юрий Константинович Хлебников. Это имя за мыкает список знаменитых капитанов «Ермака». Бо лее 60 лет его жизни было связано с Арктикой. В ар хипелаге «Известий ЦИК» в Карском море располо жен остров Хлебникова. Его именем назван мыс в заливе Русская гавань. На трассах Севморпути рабо тает ледокол «Капитан Хлебников». Судьба этого человека полна драматизма, герои ческих открытий и разочарований. Сам факт его рож дения в семье дворянина в Варшаве создавал немало проблем. После окончания кадетского корпуса он плавал кочегаром на пароходе «Генерал Суворов», затем был мобилизован белыми в Онежскую воен ную флотилию, но в итоге остался в Архангельске, работая в торговом флоте. Ученик Воронина, он был старпомом на «А. Сибирякове» во время историче ского плавания в 1932 году. Капитаном на ледорезе «Ф. Литке» Хлебников впервые совершил переход по Северному морскому пути с Дальнего Востока в Мур манск. Он надеялся, что трудом своим доказал пре данность стране, но в 1948 году капитану припомни ли дворянское происхождение. 8 лет провел в лагерях Воркуты. А когда реабилитировали, то пришел капи таном на «Ермак». Это была 62-я навигация ледокола. Капитан был всего на полгода младше судна. «Пока никто не жалуется ни на меня, ни на ледокол», — го ворил он шутя. И лучшим подтверждением явилось то, что «Ермак» был награжден вымпелом Совета Министров СССР и ВЦСПС. В 1965 году Хлебников перешел на работу в Тикси на новый ледокол. Были на «Ермаке» и другие капитаны. Говорят, что последний (не буду называть его фамилии) запус тил все хозяйство. Потемнела палуба ледокола, пе рестала сверкать металлическая отделка, на шварто вых стальных концах не стало видно клетневки. На смену паровому флоту пришел атомный. Уже бороздил трассы Арктики первенец атомного флота — атомоход «Ленин». Сейчас мало кто помнит, как умирал «Ермак». Его сожгли 17 декабря 1965 года на корабельном кладбище в Мурманске. И всех знаме нитых капитанов, командовавших «Ермаком», сегод ня нет в живых. Последним в Москве умер Констан тин Константинович Бызов. Умер и гордость «Ерма ка» —старший механик Исмаил Алексеевич Глаголев. Им было за девяносто. Но в Мурманске еще живут ветераны «Ермака». Это благодаря их воспоминани ям оформлена в Музее Мурманского морского паро ходства выставка о дедушке ледокольного флота «Ер маке» и его людях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz