Карепова, В. И. Капитаны "Ермака" // Мурманский Арктический сборник / Ассоц. исслед. Арктики, Ред. журн. "Наука и бизнес на Мурмане"; гл. ред. и сост. В. М. Блинов]. – Мурманск, 2002. – С. 49-53.
51 В. И. Карепова. КАПИТАНЫ «ЕРМАКА» В декабре 1934 года в командование «Ермаком» вступил В. И. Воронин. Вся страна знала Владимира Ивановича. Он плавал на парусных судах в Белом море, участвовал в первых Карских экспедициях, командовал зверобойными судами, совершил нема ло смелых походов в высокие широты Арктики. С его именем связано плавание «А. Сибирякова», прошед шего в одну навигацию Северным морским путем с запада на восток, экспедиция на пароходе «Челюс кин». Под его командованием ледокол принял учас тие в спасении четверки папанинцев. В 1938 году Воронин был направлен на новый ледокол «И. Сталин», и на мостик «Ермака» поднял ся Михаил Яковлевич Сорокин. Это был отличный, высокообразованный капитан с огромным практи ческим опытом, участник Цусимского сражения. Он возглавлял проводку судов в первых Ленских экспе дициях и хорошо знал Арктику. Все годы своей рабо ты Сорокин пользовался исключительной любовью и уважением всего экипажа как гуманный и взыска тельный командир, сочетавший заботу о людях с тре бовательностью и умением организовать команду. В этом же году экипаж «Ермака» выполнил трудней шую задачу по выводу из дрейфа зимовавших^ Арк тике ледокольных судов «Садко» и «Малыгин». Во время похода к «Седову» была достигнута рекордная широта 83° 5'. До полюса оставалось всего 415 миль. Ни один корабль в свободном плавании не достигал раньше таких широт. Великая Отечественная война застала «Ермак» в Ленинградском порту. Весь экипаж был мобилизо ван. Под огнем немецких батарей ледокол совершал опасные рейсы, поддерживая связь с передовыми позициями. 23 сентября 1941 года «Ермак» стоял в Кронштадте на большом рейде. Своей мишенью из брали его 36 самолетов. На мостике командовал Со рокин. Он уверенно маневрировал ледоколом, укло няясь от попаданий. Искусство и хладнокровие ста рого капитана спасли ледокол — ни одна бомба не попала на судно. После боя капитан спустился отды хать, и только на следующий день ермаковцы узна ли, что вчерашний налет не прошел бесследно. Ми хаил Яковлевич лишился слуха — барабанные пере понки не выдержали оглушительного грохота боя. После войны было принято решение направить ледокол на переоборудование в Бельгию. Сорокин перешел на другой ледокол: преклонный возраст и плохое здоровье не позволили ему согласиться на длительную заграничную командировку. В командо вание вступил Б. Н. Макаров: в свое время он не сколько лет плавал на ледоколе в должности штур мана и хорошо знал судно. С 1950 года ледокол был приписан к Мурман скому порту и находился в ведении Мурманского па- М. П. Васильев П. А. Пономарев В. И. Воронин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz