Карепова, В. И. Капитаны "Ермака" // Мурманский Арктический сборник / Ассоц. исслед. Арктики, Ред. журн. "Наука и бизнес на Мурмане"; гл. ред. и сост. В. М. Блинов]. – Мурманск, 2002. – С. 49-53.

50 МУРМАНСКИМ АРКТИЧЕСКИЙ СБОРНИК рях. С началом Русско-Японской войны Михаил Петрович направлен в Порт-Артур, где служил при штабе С. О. Макарова флаг-офицером. Погиб он одновременно с адмиралом на броненосце «Петро­ павловск». После Васильева на капитанский мостик «Ерма­ ка» поднялся Николай Николаевич Коломейцов, из­ вестный исследователь Арктики, участник последней экспедиции Толля, которая отправлялась на поиски Земли Санникова. Эго под его руководством в 1900—1902 годах «Заря» совершила переход из Петербурга в Карское море. Всего два года командовал ледоко­ лом Коломейцов. Затем он участвовал в Русско-Япон- ской войне, в Цусимском сражении. Николай Нико­ лаевич работал в комиссии по организации исследо­ ваний Северного морского пути на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», командовал броне­ носцем «Слава». В 1914 году назначен начальником бригады крейсеров Балтийского флота, затем руко­ водил Чудской озерной флотилией. В 1917 году этот замечательный моряк был арестован, затем бежал в Финляндию. В годы Гражданской войны командо­ вал отрядом судов на Черном море. Затем эмигриро­ вал во Францию. В 1904 году в командование «Ермаком» вступил капитан Рудольф Карлович Фельман. Несмотря на плохое техническое состояние, ледокол был вклю­ чен в состав эскадры, уходящей на Дальний Восток. Ему поручалась роль угольного транспорта. Капитан неоднократно докладывал о неисправности дейдвуд- ных валов. Но участие в походе не отменили. На пя­ тые сутки похода отказала кормовая машина. Ледо­ кол остановился. С флагманского броненосца что-то сигнализировали, но невозможно было разобрать значение флагов, и капитан на шлюпке выехал на флагманский корабль. Внезапно раздались оружей­ ные выстрелы. Разгневанный адмирал Рожественский приказал открыть огонь по капитану «Ермака», пред­ полагая намеренное неисполнение приказа. Фельма- на обвинили в неумении управлять судном и в зло­ стном неподчинении. «Ермак» был возвращен в Ли- баву. Это спасло ледокол от верной гиб ели в Цусимском проливе. На смену Фельману был направлен капитан Га- сабов, который не принял революцию и в эстонском порту Таллинн покинул судно. Командование при­ нял штурман Тульский, работавший на ледоколе со дня его постройки. На «Ермаке» крепла дисципли­ на, восстанавливались хорошие традиции, подбира­ лась опытная команда. О ледовых победах «Ермака» стало известно за границей. С 1911 по 1928 год командиром ледокола был Владимир Дмитриевич Селенинов, уроженец города Архангельска. Данных о его деятельности в нашем архиве, к сожалению, нет. Известно, что умер он 4 июля 1928 года в собственной квартире. Осенью 1928 года в командование ледоколом вступил Павел Акимович Пономарев. Ему едва исполнилось 30 лет. Коренной помор, уроженец Онежской губернии с детства был связан с морем. Он только что возвратился из исторического похода на «Красине» по спасению экспедиции Нобиле. Необы­ чайно сильные морозы сковали в тот год все Балтий­ ское море. Морская торговля Германии была па­ рализована. Сотни судов были зажаты льдами. Гам­ бургский синдикат судовладельцев обратился к советскому правительству за помощью, прося напра­ вить на спасение судов «Ермак». За зиму было спасе­ но более 500 судов. Немцы уплатили за аренду ледокола около мил­ лиона марок. Германская пресса называла деятель­ ность экипажа подвигом, а капитану присвоили по­ четное звание «ледового аса». «Капитан “Ермака” творит чудеса», —утвержда­ ли спасенные моряки, подчеркивая, что околка льда производилась в 2—3 метрах от их борта. Капитан при этом не допустил ни единого столкновения или на­ вала. Павел Акимович стал популярным. Репортеры отмечали, что капитан свободно говорит на трех язы­ ках. Рассуждали о высоком мастерстве ледовой про­ водки, не подозревая, что производят в мастера че­ ловека, едва успевшего стать капитаном. Ледокол «Ермак» и атомоход «Ленин» были пер­ вым и последним судами, которыми командовал Пономарев. Ему было 63 года, когда его назначили капитаном первого в мире ледокола с атомной энер­ гетической установкой. На седьмом десятке лет осваивать новую технику непросто. Но он сдал экза­ мен на управление ею, активно вмешивался в строи­ тельство. По его инициативе изменена форма над­ стройки, система компоновки грузовых устройств и т. д. В навигацию 1960 года он вышел в последний для него рейс. Тогда капитан прокладывал курс не по разводьям, а сам искал сплоченные торосистые льды. «Ленин» выдержал эксперимент. В той навига­ ции капитан провел через пролив Вилькицкого 38 тонкобортых речных судов. Пономарев не признавал закрытой рубки и уп­ равлял атомоходом с ходового мостика. Врачи не раз предупреждали, что при полиартрите мерзнуть нельзя. Но он иначе не мог. Стоял на морозе по 4 часа. Последнее плавание продолжалось всего сто дней, и это значит, что капитан провел на открытом воздухе не менее 800 часов. Вахты на морозе подорвали здоровье капитана, и в 1970 году его не стало. Мурманск высоко оценил вклад Павла Пономарева в освоение Арктики, назвав одну из улиц города его именем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz