Карепова, В. И. Капитаны "Ермака" // Мурманский Арктический сборник / Ассоц. исслед. Арктики, Ред. журн. "Наука и бизнес на Мурмане"; гл. ред. и сост. В. М. Блинов]. – Мурманск, 2002. – С. 49-53.
50 МУРМАНСКИМ АРКТИЧЕСКИЙ СБОРНИК рях. С началом Русско-Японской войны Михаил Петрович направлен в Порт-Артур, где служил при штабе С. О. Макарова флаг-офицером. Погиб он одновременно с адмиралом на броненосце «Петро павловск». После Васильева на капитанский мостик «Ерма ка» поднялся Николай Николаевич Коломейцов, из вестный исследователь Арктики, участник последней экспедиции Толля, которая отправлялась на поиски Земли Санникова. Эго под его руководством в 1900—1902 годах «Заря» совершила переход из Петербурга в Карское море. Всего два года командовал ледоко лом Коломейцов. Затем он участвовал в Русско-Япон- ской войне, в Цусимском сражении. Николай Нико лаевич работал в комиссии по организации исследо ваний Северного морского пути на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», командовал броне носцем «Слава». В 1914 году назначен начальником бригады крейсеров Балтийского флота, затем руко водил Чудской озерной флотилией. В 1917 году этот замечательный моряк был арестован, затем бежал в Финляндию. В годы Гражданской войны командо вал отрядом судов на Черном море. Затем эмигриро вал во Францию. В 1904 году в командование «Ермаком» вступил капитан Рудольф Карлович Фельман. Несмотря на плохое техническое состояние, ледокол был вклю чен в состав эскадры, уходящей на Дальний Восток. Ему поручалась роль угольного транспорта. Капитан неоднократно докладывал о неисправности дейдвуд- ных валов. Но участие в походе не отменили. На пя тые сутки похода отказала кормовая машина. Ледо кол остановился. С флагманского броненосца что-то сигнализировали, но невозможно было разобрать значение флагов, и капитан на шлюпке выехал на флагманский корабль. Внезапно раздались оружей ные выстрелы. Разгневанный адмирал Рожественский приказал открыть огонь по капитану «Ермака», пред полагая намеренное неисполнение приказа. Фельма- на обвинили в неумении управлять судном и в зло стном неподчинении. «Ермак» был возвращен в Ли- баву. Это спасло ледокол от верной гиб ели в Цусимском проливе. На смену Фельману был направлен капитан Га- сабов, который не принял революцию и в эстонском порту Таллинн покинул судно. Командование при нял штурман Тульский, работавший на ледоколе со дня его постройки. На «Ермаке» крепла дисципли на, восстанавливались хорошие традиции, подбира лась опытная команда. О ледовых победах «Ермака» стало известно за границей. С 1911 по 1928 год командиром ледокола был Владимир Дмитриевич Селенинов, уроженец города Архангельска. Данных о его деятельности в нашем архиве, к сожалению, нет. Известно, что умер он 4 июля 1928 года в собственной квартире. Осенью 1928 года в командование ледоколом вступил Павел Акимович Пономарев. Ему едва исполнилось 30 лет. Коренной помор, уроженец Онежской губернии с детства был связан с морем. Он только что возвратился из исторического похода на «Красине» по спасению экспедиции Нобиле. Необы чайно сильные морозы сковали в тот год все Балтий ское море. Морская торговля Германии была па рализована. Сотни судов были зажаты льдами. Гам бургский синдикат судовладельцев обратился к советскому правительству за помощью, прося напра вить на спасение судов «Ермак». За зиму было спасе но более 500 судов. Немцы уплатили за аренду ледокола около мил лиона марок. Германская пресса называла деятель ность экипажа подвигом, а капитану присвоили по четное звание «ледового аса». «Капитан “Ермака” творит чудеса», —утвержда ли спасенные моряки, подчеркивая, что околка льда производилась в 2—3 метрах от их борта. Капитан при этом не допустил ни единого столкновения или на вала. Павел Акимович стал популярным. Репортеры отмечали, что капитан свободно говорит на трех язы ках. Рассуждали о высоком мастерстве ледовой про водки, не подозревая, что производят в мастера че ловека, едва успевшего стать капитаном. Ледокол «Ермак» и атомоход «Ленин» были пер вым и последним судами, которыми командовал Пономарев. Ему было 63 года, когда его назначили капитаном первого в мире ледокола с атомной энер гетической установкой. На седьмом десятке лет осваивать новую технику непросто. Но он сдал экза мен на управление ею, активно вмешивался в строи тельство. По его инициативе изменена форма над стройки, система компоновки грузовых устройств и т. д. В навигацию 1960 года он вышел в последний для него рейс. Тогда капитан прокладывал курс не по разводьям, а сам искал сплоченные торосистые льды. «Ленин» выдержал эксперимент. В той навига ции капитан провел через пролив Вилькицкого 38 тонкобортых речных судов. Пономарев не признавал закрытой рубки и уп равлял атомоходом с ходового мостика. Врачи не раз предупреждали, что при полиартрите мерзнуть нельзя. Но он иначе не мог. Стоял на морозе по 4 часа. Последнее плавание продолжалось всего сто дней, и это значит, что капитан провел на открытом воздухе не менее 800 часов. Вахты на морозе подорвали здоровье капитана, и в 1970 году его не стало. Мурманск высоко оценил вклад Павла Пономарева в освоение Арктики, назвав одну из улиц города его именем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz