Карелин, В. А. "Таймыр" и "Вайгач" в 1909 г.: не состоявшаяся экспедиция на Шпицберген / В. А. Карелин // Живущие на Севере. - 2010. - Вып. 1. - С. 94-97.

«ТАЙМЫР» И «ВАЙГАЧ» В 1909 Г.: НЕ СОСТОЯВШАЯСЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА ШПИЦБЕРГЕН* В.А. Карелин К лету 1909 г. в Петербурге на верфях Невского судостроительного завода заканчивалась постройка по заказу морского ведомства двух новых кораблей для Главного гидрографического управления. Это было долгожданное пополнение. Недостаток таких судов заметно тормозил освоение Россией своих полярных морей и, в частности, северного морского пути. Двум гидро­ графическим судам, которые сооружались по проекту усиленного ледового класса, предстояло совершить по морям Северного ледовитого океана знаменитую гидрографическую экспедицию 1910-1915, которая затем вошла славной страницей в летопись изучения и освоения русской Арктики1. Командиром этой экспедиции был назначен капитан II ранга Ф.А. Матисен. В конце 1890-х он, между прочим, посещал Шпицберген на «Бакане», который был на­ значен помогать русско-шведской научной экспедиции по градусному измерению. Участвовал Федор Андреевич и в других полярных экспедициях. Командиром же «Вайгача» стал не менее опытный полярный мореплаватель, также капитан II ранга А.В. Колчак. Это общеизвестные факты. Но мало кто знает, что еще до плавания на Дальний Восток, теми же летними месяцами 1909 г. «Таймыр» и Вайгач» предварительно должны были, по замыслу российских властей, совершить плавание к берегам Шпицбергенского архипелага, выполняя важное дипломатиче­ ское и научное поручение. Этому сюжету и посвящены настоящие документальные заметки, основанные на архивных документах РГА ВМФ. В начале XX столетия Арктический Север прочно занял заметное место в международ­ ной политике. Одним из проявлений этого явления стал растущий интерес мировой обществен­ ности к Шпицбергенскому архипелагу. В то время он имел статус «ничейной» земли. Регуляр­ ные научные экспедиции изучали и описывали его геологию, растительный животный мир, прибрежные воды и их обитателей. Но главным образом, европейцев и американцев влекли сю­ да его природные богатства и важное стратегическое положение. Открытие в конце XIX в. за­ лежей высококачественного угля на островах вызвало настоящую грюндерскую лихорадку. Предприниматели из разных стран торопились сделать заявки на земельные участки. Как гри­ бы, возникали угледобывающие предприятия. Учредителями выступили норвежцы, англичане, голландцы, шведы, немцы и, наконец, американцы2. Последние в 1905 г. первыми основали крупное механизированное предприятие «Arctic Coal Company» и добились наибольшего успе­ ха в угледобыче3. Накануне войны эта компания производила и вывозила (в основном в Норве­ гию) примерно по 50 тыс. тонн угля в год. Среди прочего, в расчеты американских хозяев пред­ приятия, бостонских капиталистов, входила поставка минерального топлива учрежденному при участии иностранного капитала в Финнмарке железорудному предприятию «Сюдварангер»4. Большинство же остальных фирм до 1914 г. так и не сумели развернуть широкую добычу угля из-за недостатка капиталов. Россия, разумеется, не могла остаться в стороне от новой тенденции в мировой полити­ ке, выдвинувшей Север, как одно из важных направлений дипломатии. Из соображений безо­ пасности и имея обширнейшее арктическое побережье, и, в том числе, протяженный и незамер­ зающий Мурманский берег, российская империя уже по своему своеобразному географическо­ му положению и длительному участию поморов в промыслах на Груманте в предшествующие века должна была выработать определенную позицию в Шпицбергенском вопросе. Действия иностранцев на архипелаге при этом играли для российского императорского правительства роль своего рода катализатора, торопили принятие решений. Иначе ему при­ шлось бы уступить приоритет соперникам. Но наибольшую активность по понятным причинам проявляло норвежское правительство. Уже с XIX в. норвежцы принимали участие в шпицбер­ генских зверобойных промыслах. Поэтому после обретения полной независимости в 1905 г. молодое норвежское государство стремилось если не де-юре (этому препятствовал междуна­ родный статус Шпицбергена, как «terra nullius»), то хотя бы де-факто занять доминирующие позиции на островах архипелага. Для этой цели наши северные соседи осуществляли здесь при 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz