Карелин, В. А. "Таймыр" и "Вайгач" в 1909 г.: не состоявшаяся экспедиция на Шпицберген / В. А. Карелин // Живущие на Севере. - 2010. - Вып. 1. - С. 94-97.
ничего так и не получилось. Судьба экспедиция находилась в полной зависимости от организа ции производства, темпов и качества работы Невского судостроительного завода. А здесь-то и возникли трудности. Предпринятые попытки оказать давление на администрацию завода так и не привели к желаемому результату. Лишь в самом конце лета и начале осени 1909 г. транспор ты вышли, наконец, на судовые испытания20. Времени, потребного на подготовку к экспедиции на Шпицберген уже не осталось. А 28-го октября того же года транспорты под общим командо ванием Ф.А. Матисена покинули Кронштадт и взяли курс на Дальний Восток21. * Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Мурманской области (проект № 10-01-43103а/С). 1 Организация Арктической гидрографической экспедиции 1910-1915 гг. находилась в прямой связи с решением Особой комиссии, учрежденной в 1906 г. при Главном Гидрографическом управлении для обсуждения вопроса о северо-восточном морском пути из Атлантического в Тихий океан. Сказался опыт неудачной русско-японской войны. Тогда и было принято решение строить для исследования морского арктического побережья Сибири ледо кольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач». Они имели каждый: длину - 186 футов, ширину - 35 футов, осадку - 14 футов, водоизмещение - 1292 тонны, наибольшую скорость хода - 10,5 узлов. При запасе угля в 500 тонн суда могли автономно плавать целых два месяца// РГА ВМФ. - Ф. 417. - On. 1. -Д . 3914. - Л. 1, 69. 2 Adolf Hoel. Svalbards historie. В. I-III. Oslo, 1965. 3 Карелин В.А. Русские деловые интересы на Шпицбергене. Лейтенант П.П. фон Веймарн и Русская Шпиц бергенская компания // Вопросы истории. - 2010. - Ха 9. 4 Этим планам, в конечном счете, не было суждено исполниться. Уголь шпицбергенских копей оказался непригод ным для коксования. С другой стороны, руководители «Сюдварангера» делали ставку на использование дешевой электроэнергии гидроресурсов пограничной Паз реки. 5 Пусть, однако, читатель не обманывается современным значением слова отель. Фотография тех времен свиде тельствует, что это был всего лишь маленький деревянный коттедж, возведенный на пустынной и продуваемой ледяными ветрами земле. Едва ли он мог вместить более десяти постояльцев кряду. 6 История участия России в указанных дипломатических переговорах с привлечением архивных материалов цар ского МИДа была впервые освещена в исследовании советского историка П.Э. Бациса (Русско-норвежские отно шения в 1905-1917 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. -М ., 1973). Современный российский историк А.С. Касиян продол жила изучение темы (см.: Россия и Норвегия, 1905-1914 гг: Становление дипломатических отношений: Дис. ... канд. ист. наук. - М., 2009). Дипломатическая история Шпицбергенского вопроса была также показана в работах норвежских ученых: Т. Матисена, Р. Берга и др. 7 Редким исключением была совместная русско-шведская научная экспедиция по градусному измерению 1899 года, которую возглавлял академик императорской петербургской академии наук Ф.Н. Чернышев. 8 Гуверовский институт войны, мира и революции (Стэнфордский университет). Архив. Фонд русской дипломати ческой миссии в Христиании. Депеша А.Н. Крупенского от 13/30 сентября 1906 года. 9 РГА ВМФ. - Ф. 417. - On. 1. - Д. 3914. - Л. 3. Протокол Совещания от 28 января 1909 г. (ст. ст.). 10 Там же. - Л. 5. Протокол Совещания (от 28 января ст. ст.). 11 Там же. 12 Т амж е.-Л . 6. 13 Т амж е.-Л . 2. 14 Там же. - Л. 17 об. (февраль). 15 Там же. - Л. 16-16 об. (март и май). 16 Там же. 17 Там ж е .-Л . 18 об. 18 Там же. - Л. 26, 26 об., 27, 27 об. 19 Там же. - Л. 27 об. 20 Там же. - Л. 50. 21 Там же. - Л. 69. Судьба была неблагосклонна к этому, несомненно, опытному и даровитому морскому офицеру. Его карьера, в отличие от карьеры Колчака, в дальнейшем не задалась. «Таймыр» в Бискайском заливе потерпел тяжкую аварию, вышел из строя один из судовых котлов. Ответственность была возложена на командира. Мати сена отстранили от начальства. Летом 1917 г. он продолжал плавать на Севере, командовал на Белом море не большим посыльным судном «Млада» // РГА ВМФ. - Ф. 386. - Оп. 2. - Д. 69. 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz