Карелин, В. А. "Таймыр" и "Вайгач" в 1909 г.: не состоявшаяся экспедиция на Шпицберген / В. А. Карелин // Живущие на Севере. - 2010. - Вып. 1. - С. 94-97.

ничего так и не получилось. Судьба экспедиция находилась в полной зависимости от организа­ ции производства, темпов и качества работы Невского судостроительного завода. А здесь-то и возникли трудности. Предпринятые попытки оказать давление на администрацию завода так и не привели к желаемому результату. Лишь в самом конце лета и начале осени 1909 г. транспор­ ты вышли, наконец, на судовые испытания20. Времени, потребного на подготовку к экспедиции на Шпицберген уже не осталось. А 28-го октября того же года транспорты под общим командо­ ванием Ф.А. Матисена покинули Кронштадт и взяли курс на Дальний Восток21. * Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Мурманской области (проект № 10-01-43103а/С). 1 Организация Арктической гидрографической экспедиции 1910-1915 гг. находилась в прямой связи с решением Особой комиссии, учрежденной в 1906 г. при Главном Гидрографическом управлении для обсуждения вопроса о северо-восточном морском пути из Атлантического в Тихий океан. Сказался опыт неудачной русско-японской войны. Тогда и было принято решение строить для исследования морского арктического побережья Сибири ледо­ кольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач». Они имели каждый: длину - 186 футов, ширину - 35 футов, осадку - 14 футов, водоизмещение - 1292 тонны, наибольшую скорость хода - 10,5 узлов. При запасе угля в 500 тонн суда могли автономно плавать целых два месяца// РГА ВМФ. - Ф. 417. - On. 1. -Д . 3914. - Л. 1, 69. 2 Adolf Hoel. Svalbards historie. В. I-III. Oslo, 1965. 3 Карелин В.А. Русские деловые интересы на Шпицбергене. Лейтенант П.П. фон Веймарн и Русская Шпиц­ бергенская компания // Вопросы истории. - 2010. - Ха 9. 4 Этим планам, в конечном счете, не было суждено исполниться. Уголь шпицбергенских копей оказался непригод­ ным для коксования. С другой стороны, руководители «Сюдварангера» делали ставку на использование дешевой электроэнергии гидроресурсов пограничной Паз реки. 5 Пусть, однако, читатель не обманывается современным значением слова отель. Фотография тех времен свиде­ тельствует, что это был всего лишь маленький деревянный коттедж, возведенный на пустынной и продуваемой ледяными ветрами земле. Едва ли он мог вместить более десяти постояльцев кряду. 6 История участия России в указанных дипломатических переговорах с привлечением архивных материалов цар­ ского МИДа была впервые освещена в исследовании советского историка П.Э. Бациса (Русско-норвежские отно­ шения в 1905-1917 гг.: Дис. ... канд. ист. наук. -М ., 1973). Современный российский историк А.С. Касиян продол­ жила изучение темы (см.: Россия и Норвегия, 1905-1914 гг: Становление дипломатических отношений: Дис. ... канд. ист. наук. - М., 2009). Дипломатическая история Шпицбергенского вопроса была также показана в работах норвежских ученых: Т. Матисена, Р. Берга и др. 7 Редким исключением была совместная русско-шведская научная экспедиция по градусному измерению 1899 года, которую возглавлял академик императорской петербургской академии наук Ф.Н. Чернышев. 8 Гуверовский институт войны, мира и революции (Стэнфордский университет). Архив. Фонд русской дипломати­ ческой миссии в Христиании. Депеша А.Н. Крупенского от 13/30 сентября 1906 года. 9 РГА ВМФ. - Ф. 417. - On. 1. - Д. 3914. - Л. 3. Протокол Совещания от 28 января 1909 г. (ст. ст.). 10 Там же. - Л. 5. Протокол Совещания (от 28 января ст. ст.). 11 Там же. 12 Т амж е.-Л . 6. 13 Т амж е.-Л . 2. 14 Там же. - Л. 17 об. (февраль). 15 Там же. - Л. 16-16 об. (март и май). 16 Там же. 17 Там ж е .-Л . 18 об. 18 Там же. - Л. 26, 26 об., 27, 27 об. 19 Там же. - Л. 27 об. 20 Там же. - Л. 50. 21 Там же. - Л. 69. Судьба была неблагосклонна к этому, несомненно, опытному и даровитому морскому офицеру. Его карьера, в отличие от карьеры Колчака, в дальнейшем не задалась. «Таймыр» в Бискайском заливе потерпел тяжкую аварию, вышел из строя один из судовых котлов. Ответственность была возложена на командира. Мати­ сена отстранили от начальства. Летом 1917 г. он продолжал плавать на Севере, командовал на Белом море не­ большим посыльным судном «Млада» // РГА ВМФ. - Ф. 386. - Оп. 2. - Д. 69. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz