Карелин, В. А. "Таймыр" и "Вайгач" в 1909 г.: не состоявшаяся экспедиция на Шпицберген / В. А. Карелин // Живущие на Севере. - 2010. - Вып. 1. - С. 94-97.

непременно воспользуется шпицбергенскими гаванями также, как она «не постесняется устро­ ить свои морские базы в норвежских фиордах»11. К выступлению А.В. Колчака полностью присоединился и Ф.А. Матисен, приглашен­ ный участвовать в заседании. Более того, он обратил внимание участников совещания, что све­ дения, которыми они располагают о положении Шпицбергена, основываются преимущественно на сообщениях иностранных источников (переданных российскими консулами). Поэтому, за­ ключил он, было бы полезным еще до созыва международной конференции, «убедиться и с на­ шей стороны об истинном положении вещей на архипелаге». С этой задачей вполне могут спра­ виться, заметил Матисен, специально предназначенные для северных плаваний транспорты «Таймыр» и «Вайгач», постройка которых в этом время в Петербурге подходила к завершению. Предложение Ф.А. Матисена было встречено единодушным одобрением участников совещания. И к уже сформулированным выводам они присоединили еще одно предложение. А именно, «чтобы текущим летом была снаряжена русская экспедиция на Шпицберген для проверки на месте всех имеющихся сведений об архипелаге»12. Так родилась идея похода ледокольных транспортов «Таймыр» и «Вайгач» летом 1909 г. к берегам северного архипелага. Письмом от 26 февраля товарищ министра иностранных дел Арцимович, основываясь на рекомендациях совещания, обратился с соответствующей просьбой к тогдашнему морскому министру С.А. Воеводскому13. Поскольку накануне запланированного похода ново-построенных судов на Дальний Восток требовалось предварительно провести их ходовые испытания в море, Воеводский решил, что экспедиция к берегам Шпицбергена как нельзя лучше позволит решить сразу две эти задачи. В итоге в ответном письме в МИД он со­ общил, что «признает возможным» осуществить на практике сделанное предложение14. С ого­ воркой, однако, что окончательное решение вопроса будет прямо зависеть от сроков готовности обоих строящихся судов. Его мнение поддержал и начальник Главного Гидрографического управления А.И. Вилькицкий. Тем временем, МИД получил из русской дипломатической миссии в Христиании важное сообщение. Оно укрепило российские дипломатическое и морское ведомства в их намерении послать к Шпицбергену русские военно-морские суда. Посланник А.Н. Крупенский уведомил Петербург, что норвежцы при поддержке правительства также готовят летом большую научную экспедицию на Шпицберген. Ее возглавит ротмистра Исаксен, и она будет «как по количеству, так и по личным качествам составляющих экспедицию лиц вполне серьезным правительствен­ ным предприятием»15. Доставит членов экспедиции на архипелаг норвежский морской транс­ порт «Фарм». Норвежские газеты пишут, что в правительстве Норвегии, тем временем, заняты подготовкой доклада об истории и международном положении шпицбергенского вопроса. Из донесения стало ясно, что норвежские власти серьезно готовятся к приближающейся междуна­ родной конференции «по установлению правового порядка» на островах. Крупенский писал, что в свете этих фактов он считает весьма «желательным снарядить и русскую экспедицию» этим же летом16. Морской генеральный штаб обратился в июне с письмом в главный морской штаб, на котором лежала задача непосредственной подготовки «Таймыра» и «Вайгача» к походу берегам Шпицбергена. Речь шла о выработке для командира экспедиции конкретной инструкции. Зада­ чи, возлагаемые на экспедицию по исследованию Шпицбергена, подчеркивал МГШ, конечно, должны быть сформулированы министерством иностранных дел, которое будет руководить ра­ ботой русских делегатов на конференции. С точки же зрения морского ведомства, «желательно, чтобы экспедиция изучила условия возможного устройства временной базы для нашего флота на случай войны»17. 12 июня обстоятельную записку «О посылке транспортов “Таймыр” и “Вайгач”» представил руководству морского ведомства капитан II ранга Ф.А. Матисен, изложив предполагаемый им план плавания18. О содержании записки и настроении автора красноречиво говорит заключительная фраза: «Посылка русских судов под военным флагом к берегам Шпиц­ бергена именно в этом году, когда норвежцы посылают туда целый ряд экспедиций, имела бы огромное значение, показав, что мы не относимся безучастно к захвату (?! - В.К.) архипелага и стоим на страже своих интересов»19. Увы, как ни старалось высшее морское начальство заставить судостроителей вовремя завершить постройку транспортов согласно заключенному контракту и графику и подготовить их к намеченной экспедиции в июле-августе 1909 г., как ни поторопили моряков дипломаты, 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz