Карелин, В. А. "Таймыр" и "Вайгач" в 1909 г.: не состоявшаяся экспедиция на Шпицберген / В. А. Карелин // Живущие на Севере. - 2010. - Вып. 1. - С. 94-97.
непременно воспользуется шпицбергенскими гаванями также, как она «не постесняется устро ить свои морские базы в норвежских фиордах»11. К выступлению А.В. Колчака полностью присоединился и Ф.А. Матисен, приглашен ный участвовать в заседании. Более того, он обратил внимание участников совещания, что све дения, которыми они располагают о положении Шпицбергена, основываются преимущественно на сообщениях иностранных источников (переданных российскими консулами). Поэтому, за ключил он, было бы полезным еще до созыва международной конференции, «убедиться и с на шей стороны об истинном положении вещей на архипелаге». С этой задачей вполне могут спра виться, заметил Матисен, специально предназначенные для северных плаваний транспорты «Таймыр» и «Вайгач», постройка которых в этом время в Петербурге подходила к завершению. Предложение Ф.А. Матисена было встречено единодушным одобрением участников совещания. И к уже сформулированным выводам они присоединили еще одно предложение. А именно, «чтобы текущим летом была снаряжена русская экспедиция на Шпицберген для проверки на месте всех имеющихся сведений об архипелаге»12. Так родилась идея похода ледокольных транспортов «Таймыр» и «Вайгач» летом 1909 г. к берегам северного архипелага. Письмом от 26 февраля товарищ министра иностранных дел Арцимович, основываясь на рекомендациях совещания, обратился с соответствующей просьбой к тогдашнему морскому министру С.А. Воеводскому13. Поскольку накануне запланированного похода ново-построенных судов на Дальний Восток требовалось предварительно провести их ходовые испытания в море, Воеводский решил, что экспедиция к берегам Шпицбергена как нельзя лучше позволит решить сразу две эти задачи. В итоге в ответном письме в МИД он со общил, что «признает возможным» осуществить на практике сделанное предложение14. С ого воркой, однако, что окончательное решение вопроса будет прямо зависеть от сроков готовности обоих строящихся судов. Его мнение поддержал и начальник Главного Гидрографического управления А.И. Вилькицкий. Тем временем, МИД получил из русской дипломатической миссии в Христиании важное сообщение. Оно укрепило российские дипломатическое и морское ведомства в их намерении послать к Шпицбергену русские военно-морские суда. Посланник А.Н. Крупенский уведомил Петербург, что норвежцы при поддержке правительства также готовят летом большую научную экспедицию на Шпицберген. Ее возглавит ротмистра Исаксен, и она будет «как по количеству, так и по личным качествам составляющих экспедицию лиц вполне серьезным правительствен ным предприятием»15. Доставит членов экспедиции на архипелаг норвежский морской транс порт «Фарм». Норвежские газеты пишут, что в правительстве Норвегии, тем временем, заняты подготовкой доклада об истории и международном положении шпицбергенского вопроса. Из донесения стало ясно, что норвежские власти серьезно готовятся к приближающейся междуна родной конференции «по установлению правового порядка» на островах. Крупенский писал, что в свете этих фактов он считает весьма «желательным снарядить и русскую экспедицию» этим же летом16. Морской генеральный штаб обратился в июне с письмом в главный морской штаб, на котором лежала задача непосредственной подготовки «Таймыра» и «Вайгача» к походу берегам Шпицбергена. Речь шла о выработке для командира экспедиции конкретной инструкции. Зада чи, возлагаемые на экспедицию по исследованию Шпицбергена, подчеркивал МГШ, конечно, должны быть сформулированы министерством иностранных дел, которое будет руководить ра ботой русских делегатов на конференции. С точки же зрения морского ведомства, «желательно, чтобы экспедиция изучила условия возможного устройства временной базы для нашего флота на случай войны»17. 12 июня обстоятельную записку «О посылке транспортов “Таймыр” и “Вайгач”» представил руководству морского ведомства капитан II ранга Ф.А. Матисен, изложив предполагаемый им план плавания18. О содержании записки и настроении автора красноречиво говорит заключительная фраза: «Посылка русских судов под военным флагом к берегам Шпиц бергена именно в этом году, когда норвежцы посылают туда целый ряд экспедиций, имела бы огромное значение, показав, что мы не относимся безучастно к захвату (?! - В.К.) архипелага и стоим на страже своих интересов»19. Увы, как ни старалось высшее морское начальство заставить судостроителей вовремя завершить постройку транспортов согласно заключенному контракту и графику и подготовить их к намеченной экспедиции в июле-августе 1909 г., как ни поторопили моряков дипломаты, 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz