Карелин, В. А. Русские деловые интересы на Шпицбергене в начале ХХ века: лейтенант П.П. фон Веймарн и «Русская Шпицбергенская компания» / В. А. Карелин // Вопросы истории. - 2010. - № 9. - С. 142-155.
Дело обещало значительные выгоды Не удивляет поэтому, что Лид сумел быстро организовать синдикат предпринимателей, который за 30 тыс. крон приобрел на 10 дней опцион на сделку с американцами. Участвовали в нем кроме Лида и Анкера крупные дельцы и чиновники, имевшие интересы в топливном секторе. Среди них промышленник Э. Нобель, президент Сибирского Торгового банка Э.К. Груббе, граф Берг (финляндский министр транспорта). К ним присоединился также партнер Вей- марна, соучредитель «Русской Шпицбергенской компании» Э.Р. Ульман. Оплату сделки принимала на себя казна. П.Л. Барк должен был за срок опциона найти 4 млн руб. для первого платежа и в течение четырех недель 10 млн руб. для второго. Дальнейшие платежи могли быть сделаны в рассрочку 66. Но планам Анкера-Лида осуществиться оказалось не суждено. Совершенно неожи данно для посредников сделка сорвалась. Техническим предлогом к прекращению пере говоров послужило то, что Барк не сумел найти средств для первого платежа, и десяти дневный срок опциона истек. Теоретически по соглашению сторон его можно было продлить. Однако, как свидетельствуют норвежские источники, истинные причины про вала были совсем иные. Радикально изменилась позиция правительства Г. Кнудсена 67, тесно связанного с воротилами норвежского бизнеса. Лид в воспоминаниях так описы вает ситуацию: «Норвежские финансисты узнали о русском плане и предприняли со вместное обращение. Илен испугался, оказавшись лицом к лицу с норвежскими финан совыми акулами... и кардинально изменил свои взгляды» 68. Лид, находившийся в Петрограде, где располагался его офис, получил через норвежского посланника телеграмму, которая поразила его. Министр иностранных дел Н.К. Илен настоятельно просил Лида отказаться от дальнейших переговоров с русскими конкурентами 6’. В конце концов, он являлся почетным консулом Норве гии в Красноярске и, следовательно, находился на норвежской дипломатической служ бе. Коммерческие интересы и подданство связывало Лида теперь с Россией. Но по воспитанию и национальным чувствам он, конечно, оставался норвежцем. Призыв Илена заставил его отказаться от продолжения сделки с русскими властями. Жертва личной материальной выгодой в пользу национального идеала давала ему, как он считал, законное право гордиться своим патриотическим поступком. Доля истины в этом есть. Но, как считает современный норвежский исследователь, все же больше прав имел на благодарность соотечественников Адольф Гуль — норвежский ученый- полярный исследователь, геолог, энтузиаст освоения минеральных богатств архипе лага и присоединения его к Норвегии ™. Гуль с 1915 г. параллельно Анкеру-Лиду вел переговоры с американцами и поддерживал контакты с представителями крупного норвежского бизнеса. Он убеждал власти своей страны в целесообразности сделки, которая давала Норвегии преимущественный контроль над большой частью уголь ных месторождений острова 7|. Тем временем, в Норвегии группой влиятельных банкиров во главе с финанси стом Кьелланд-Торкильдсеном был образован консорциум для операции по выкупу активов американской компании, а также угольных участков, принадлежавших Ан керу и Хьюрту. Норвежский капитал при поддержке правительства учредил в 1916 г. на архипелаге крупное норвежское предприятие в форме акционерного общества, которое получило название «Большая норвежская Шпицбергенская угольная компа ния» («Store Norsk Spitsbergen Kul Kompani A/S/») 72. Она опиралась на приобретен ную у американской компании крупную и хорошо оборудованную производственную базу и перспективу сосредоточения в норвежских руках самых больших и удобно расположенных месторождений угольных залежей. Можно быть уверенным, что будь посреднический проект Анкера-Лида осуще ствлен, он похоронил бы и «Русскую Шпицбергенскую компанию» Веймарна, и пред приятие «Грумант», которые так и не сумели собрать акционерный капитал частных инвесторов, необходимый для полноценной хозяйственной деятельности. С 1915 г. они стали усиленно искать прямую поддержку правительства. Учредители хлопотали в «Особом совещании по топливу» (ОСОТОП) о солидной казенной ссуде на развер тывание масштабной добычи угля на архипелаге 73. Имелось в виду заключить круп ные и долговременные контракты с морским ведомством и Министерством путей сообщения, доходы от которых позволят вернуть казне долг в рассрочку. Однако изу чение их ходатайства в специальных комиссиях и бюрократические процедуры согла 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz