Карелин, В. А. Русские деловые интересы на Шпицбергене в начале ХХ века: лейтенант П.П. фон Веймарн и «Русская Шпицбергенская компания» / В. А. Карелин // Вопросы истории. - 2010. - № 9. - С. 142-155.

угледобывающая компания («Store Norsk Spitsbergen Kul Kompani A/S/»). Ее со­ зданию предшествовали события, замешанные на сложной международной поли­ тической и коммерческой интриге. В них столкнулось стремление норвежского правительства и крупных финансово-промышленных кругов приобрести факти­ ческий контроль над архипелагом и намерения отдельных норвежских предпри­ нимателей сорвать спекулятивный куш при выгодной перепродаже угленосных участков покупателю, готовому заплатить наивысшую цену. И таким покупателем вполне могла стать царская Россия, которая и сама ощущала топливный голод. К началу войны на Шпицбергене уже действовала, добывая уголь в индустри­ альных масштабах крупная американская компания. Она называлась «Arctic coal company» и принадлежала группе капиталистов из Бостона, основавших дело в 1905 г. в бухте Адвент Бэй. В 1912 г. механизированное предприятие, ведя работы круглый год силами 250-ти рабочих (в основном норвежцев), добыло и вывезло с архипелага 30 тыс. тонн угля. В 1913 г. объем вывезенного угля увеличился до 50 тыс. тонн 58. Любопытно, что небольшое его количество поставлялось на север России 59. Американцы, тем не менее, решили продать успешное предприятие. Причинами, по некоторым данным, были как неурегулированность правового статуса Шпицберге­ на, так и отсутствие перспективы американского суверенитета над ним. Первую, такую попытку они сделали еще в 1909 г., вступив в контакте норвежскими властями (мини­ стром иностранных дел Норвегии Н.К. Иленом), а затем с норвежскими, шведскими и германскими бизнесменами “ . Но государственные деятели Норвегии проявили тогда сугубую осторожность по политическим мотивам, опасаясь оказаться втянутыми в про­ тивостояние с великими державами 6|. Предприниматели, со своей стороны, не про­ явили энтузиазма, вероятно, из-за высокой цены предприятия и неуверенности в воз­ можности хорошо заработать. Среди хозяев, заявленных на архипелаге угольных учас­ тков, было немало таких, кто вовсе не собирался заниматься добычей. Они не имели достаточных для организации производства капиталов и надеялись получить легкие деньги, выгодно перепродав свои права более крупным игрокам. Мировая война заставила американцев повторить попытку. В условиях неограни­ ченной подводной войны на море, которую объявила Германия, и блокадной политики Антанты, дело стало еще и высокорискованным. Выросли ставки страховых премий и стоимость фрахтов, а рентабельность, вследствие вероятных потерь, становилась все бо­ лее проблемной. Но зато отчетливо проявилась заинтересованность близко расположен­ ных к Шпицбергену потенциальных покупателей —Норвегии и России. И тогда руково­ дители «Arctic coal company» вновь предложили выкупить все предприятие целиком вме­ сте с угольными залежами. Первоначально это предложение снова получили норвежцы. В 1915 г. у за дело взялся посредник — колоритный представитель норвежской деловой элиты Юхан Анкер. Но он посчитал более выгодным продать американское предприятие русскому правительству вместе с собственными (и немалыми) заявками на Шпицбергене. Как пишет участник событий, Анкер «был настолько энергичен и настойчив, что его не могли напугать каменные лица некоторых политиков в Осло. Если норвежские государственные деятели неспособны набраться мужества и аннек­ сировать этот архипелаг в пользу Норвегии, то он готов обратиться к России». К тому же он знал, «что от этих скупых норвежских банкиров он получит гораздо меньше денег, чем мог бы выручить от сделки с русскими» и. Анкер вступил в переговоры с предпринимателем норвежского происхождения Йонасом Лидом, который, как было известно, не только имел русское подданство, но к тому времени уже обзавелся в России обширными связями и влиятельными зна­ комствами в правительственных и деловых кругах ы. Тот, в свою очередь, охотно включился в многообещающее предприятие и сумел увлечь министра путей сообще­ ния С.В. Рухлова и министра финансов П.Л. Барка перспективой снабжать строящу­ юся мурманскую железную дорогу углем крупного отечественного шпицбергенского предприятия, которое способно заполучить контроль над большей частью открытых залежей угля на архипелаге. Предполагалось учредить акционерное общество, кото­ рое с помощью казны приобретет на архипелаге американские активы («Arctic coal company») вкупе с некоторыми норвежскими (Юхан Анкер и Хьюрт) и заключит контракт с императорским правительством на пять лет на поставку 5 млн. тонн угля по стабильной цене в 10 руб. за тонну м. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz