Карелин, В. А. Русские деловые интересы на Шпицбергене в начале ХХ века: лейтенант П.П. фон Веймарн и «Русская Шпицбергенская компания» / В. А. Карелин // Вопросы истории. - 2010. - № 9. - С. 142-155.

ем» на архипелаге «русских деловых интересов». С его согласия Министерство тор­ говли и промышленности выдало учредителям официальное удостоверение о закон­ ности их владельческих прав. На специальном заседании Совет министров решил, что добытый на архипелаге уголь будет считаться продуктом русского происхождения при ввозе его не только в порты Баренцева и Белого морей, но также на Балтику. Это освобождало добытое на Шпицбергене топливо от таможенного обложения. В марте 1914 г. Веймарн и его партнеры сделали следующий шаг — учредили акционерное общество «Русская Шпицбергенская компания». Основной капитал пер­ воначально был определен в 6 млн руб., разделенных на 24 тыс. акций по 250 руб. каждая. Местом пребывания правления из 5-ти членов был определен Петербург, а директором избран Э.Р. Ульман 35. Однако привлечение капитала оказалось трудной задачей. В результате позднее, при реорганизации компании, сумма акционерного капитала была уменьшена до 3 млн рублей. Но отечественные финансисты и про­ мышленники, по-прежнему не желали рисковать. Тогда учредители попытались привлечь капитал иностранный. По словам Вей- марна, замысел учредителей был следующим: «дело должно было быть русским, а ка­ питал бельгийским или русским» 36. Весной 1914 г. они с этой целью заключили, так называемый реализационный договор с немецкой фирмой «Пиль и Фелинг» из Любе­ ка. Фирма зарабатывала на привлечении капитала и на подрядах по техническому обо­ рудованию. Она стала партнером учредителей в договоре с норвежцами о покупке уголь­ ных участков. По окончанию своих работ немцы выходили из дела. Немецкая фирма была принята по той причине, объяснял позже Веймарн, «что мы, не имея достаточных средств, потребовали, чтобы она приняла на себя платежи на покупку участков до собрания акционерного капитала» 37. Деловые отношения с немцами поддерживались в течение около трех месяцев, и фирма успела 15 мая 1914 г. произвести первый платеж в размере 75 тыс. крон (35 тыс. руб.). После начала войны с Германией, утверждал Веймарн, отношения с фирмой «Пиль и Фелинг» были немедленно прерваны. В августе 1914 г. Веймарн был призван из запаса на Балтийский флот. До сен­ тября ему довелось служить штурманским офицером на линкоре «Полтава». Позже он был переведен на должность флагманского аудитора эскадры Балтийского моря 38. Это назначение открывало возможность более тесного общения с офицерами штаба Балтийского флота, с командующим адмиралом Н.О. фон Эссеном и начальником оперативной части штаба А.В. Колчаком. Много позже, в марте 1917 г., в рапорте в МГШ Веймарн подчеркнул, что если, с одной стороны, война помешала развертыванию производственной деятельности его компании, поскольку обстановка крайне затруднила привлечение частных отече­ ственных и иностранных капиталовложений, то, с другой — она ясно определила новую стратегическую роль Шпицбергена для России. По нескольким причинам. Во- первых, как возможного источника угля для железной дороги Петроград —Мурман и торгового порта в Кольском заливе, строительство которых шло уже полным ходом. Во-вторых, в связи с необходимостью заново создать морские силы и военно-морс­ кие базы на Северном морском театре (готовилось формирование флотилии Север­ ного Ледовитого океана). В-третьих, во время войны возросло значение снабжения углем кораблей Балтийского флота и предприятий петроградского промышленного района, среди которых было много казенных заводов Морского министерства. В начале 1915 г. Веймарн был направлен в Христианию в служебную команди­ ровку. Обстоятельства сопутствующие ей еще не вполне выяснены. Однако нет осно­ ваний сомневаться в том, что в ее результатах были заинтересованы и штаб командую­ щего Балтийским флотом и МГШ. Адмирал Эссен, по свидетельству Веймарна «сочув­ ственно» относившийся к его шпицбергенскому предприятию, разрешил в феврале 1915 г. совершить поездку в Норвегию для решения неотложных вопросов по «Рус­ ской Шпицбергенской компании». Во время поездки, 26 февраля 1915 г., был зак­ лючен новый (второй. — В.К.) договор с продавцами угольных копей на Шпицбер­ гене. Согласно ему Веймарн и партнеры обязывались внести на следующий год очередной платеж размером в 116 тыс. крон 3’. Все платежи, писал Веймарн, были произведены «нашей группой из Петрограда». Первый, пишет он, был сделан через посредство Русского торгово-промышленного банка, а остальные путем внесения ценных бумаг «Русской Шпицбергенской компании» в качестве залога в Азовско- 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz