Карелин, В. А. Русские деловые интересы на Шпицбергене в начале ХХ века: лейтенант П.П. фон Веймарн и «Русская Шпицбергенская компания» / В. А. Карелин // Вопросы истории. - 2010. - № 9. - С. 142-155.

уголь в России накануне первой мировой войны непрерывно росли. Однако внутрен­ нее производство угля заметно отставало от потребностей народного хозяйства. С 1907 по 1910 гг. оно, можно сказать, топталось на месте. Правда, в 1911 г. наметился некоторый рост добычи, но он оказался явно недостаточен 24. Остроту топливной проблемы были вынуждены признать высшие правительственные сферы. 22 марта 1913 г. ей посвятил специальный доклад, выступая перед депутатами Думы, министр торговли и промышленности С.И. Тимашев и. В 1913 г. в дополнение к собственному производству в Россию было импорти­ ровано 7,5 млн тонн угля на 76 млн руб. преимущественно из Великобритании 26. Между тем, финансовое бремя массового импорта угля ухудшало состояние внеш­ неторгового баланса страны, имевшего накануне войны тревожную тенденцию к сокращению положительного сальдо. Однако от ввоза угля стратегически зависел Балтийский флот. Нуждались в нем и предприятия Прибалтийского и Петербургс­ кого промышленных районов, а также население Русского Севера. Все они в боль­ ших объемах регулярно потребляли ввозимое из Англии топливо. Переговоры о статусе Шпицбергена, инициированные Норвегией после обрете­ ния ею в 1905 г. полной независимости, усилили интерес в России к арктическому архипелагу и его природным богатствам. Высокое качество шпицбергенского угля, как писали газеты, «во много раз превосходит даже знаменитый английский Кардифф» 27. Чутко уловив наметившееся изменение конъюнктуры, Морское министерство в Пе­ тербурге стали осаждать предложениями английские и норвежские владельцы уголь­ ных залежей с предложениями о поставке топлива или продаже самих угленосных земельных участков на архипелаге. В апреле 1912 г. главное морское хозяйственное управление, докладывало Григоровичу соображения по вопросу о приобретении морс­ ким ведомством участка у английского подданного Вильяма Блока. Оно предложило министру командировать к Шпицбергену посыльное судно «Бакан» со специалиста­ ми для «обследования на месте проб угля из разных пластов» 28. На это и обратил внимание Веймарн. Из его позднейшего рапорта в МГШ (в марте 1917 г.) известно, что он вместе с деловыми партнерами Б.М. Микешиным 29 и Э.Р. Ульманом 30 договорился весной 1913 г. отправить на Шпицберген экспедицию. Целью было обследование угольных месторождений, которые норвежские предприни­ матели предлагали к продаже. Известный русский ученый, профессор Л.И. Лутугин со­ гласился возглавить техническую сторону 31. Руководил же экспедицией сам Павел фон Веймарн. В конце мая 1913 г. он, как сообщал начальству в Петербурге русский консул А. Ловягин, появился в Христиании. Оттуда на «прекрасно оборудованном судне, арен­ дованном в Лондоне», отплыл на Шпицберген. Вернулась экспедиция в Тромсе (нор­ вежские «ворота в Арктику») к середине августа того же года. Изыскания, по словам все того же консула, дали «самые отрадные результаты». В Россию были привезены около сотни ящиков с образцами угля, анализ которых показал его отличное качество 32. Осенью 1913 г. партнеры приступили к оформлению сделки по приобретению трех угольных участков общей площадью 1195 кв. верст. Наиболее ценные из них рас­ полагались на берегу бухты Грин Харбор. Покупка угленосных участков на общую сумму в 900 тыс. руб. была оформлена в рассрочку 33. Главный продавец, компания «Stavanger Spitsbergen Kul kompani», по требованию русских покупателей возглавила синдикат всех норвежских продавцов — владельцев участков. Права их собственности были официально закреплены и признаны норвежским правительством. Забота Вей- марна о «юридической чистоте» этой сделки, позднее, когда конкуренты пытались ос­ порить владельческие права «Русской Шпицбергенской компании», оказалась более, чем уместной и предусмотрительной. По завершении коммерческой операции Веймарн и его партнеры осенью 1913 г. ходатайствовали перед правительственными ведомствами России о поддержке своего предприятия. Просьба о покровительстве со стороны императорского правительства была подана министру иностранных дел 30 декабря. Веймарн сделал акцент не столько на экономическом, сколько на стратегическом значении своего предприятия. Оно призвано было снабжать топливом практически строящийся в это время заново Бал­ тийский флот 34. Расчет оказался верен. В преддверии созыва летом 1914 г. междуна­ родной конференции по Шпицбергену МИД было особенно озабочено «насаждени­ 10 «Вопросы истории» №9 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz