Карелин, В. А. Русские деловые интересы на Шпицбергене в начале ХХ века: лейтенант П.П. фон Веймарн и «Русская Шпицбергенская компания» / В. А. Карелин // Вопросы истории. - 2010. - № 9. - С. 142-155.
захватывала и ранее традиционно предпочитавших военную или гражданскую службу дворян. Они все чаще, оставляя прежнее занятие, переходили на службу в банки, стра ховые компании и акционерные общества. Кто-то пускался в рискованные биржевые спекуляции. Другие, как Веймарн, пытались создать собственное дело, используя свя зи сохранившиеся при дворе или в сфере гражданской или военной бюрократии. Всту пая в новую для себя область деятельности, Веймарн с его энергией, хорошим образо ванием и знакомствами в среде прибалтийской аристократии, которыми был обязан как своему происхождению, так и службе, вполне мог рассчитывать на успех. Скудные документальные источники сообщают мало фактов о том, как склады валась его семейная жизнь и деловая карьера в довоенный период. Издававшийся в США эмигрантский бюллетень «Общества офицеров Императорского флота», лишь указывает, что в промежутке между 1909-м и 1912-м годом он «занимался разведкой нефти в Уральской области и на Каспии» ” . Зато немало сведений о его деловых начинаниях содержат архивы. В них оказались тесно переплетены новые коммерчес кие интересы Павла Петровича с его военно-морским опытом и знаниями. Первую попытку создать предприятие при поддержке Морского министерства Павел фон Веймарн предпринял в 1912 году. Она была связана с тем, что после приня тия Государственной думой в предвидении войны большой судостроительной программы, встал вопрос об источниках надежного снабжения флота топливом '8. В том числе ма зутом, поскольку именно в это время начался перевод флота на нефтяное топливо. Добыча и переработка нефти в России были высокомонополизированной, но техни чески отсталой отраслью промышленности. Еще в начале XX в. страна занимала вто рое место после США по ее добыче (около четверти мирового производства), но вслед ствие истощения старых нефтеносных земель бакинского района и устаревшей техно логии добыча неуклонно падала, а рыночные цены, напротив, быстро росли. Появление на российском рынке нефти такого крупного покупателя, как морское ведомство, могло вызвать новый скачок цен к невыгоде массовых потребителей и са мих моряков. Мотивируя свой проект защитой интересов обороны государства и эко номических интересов потребителей, Веймарн выступил против передачи новых мес торождений с торгов в аренду старым нефтяным монополиям. Свой проект он изло жил, обратившись 22-го октября 1912 г. с запиской в Морской генеральный штаб ”. Веймарн обещал морскому ведомству гарантированную поставку нужного количества мазута по экономически обоснованной и стабильной цене. Для этого он предложил создать «автономное» коммерческое предприятие, связанное с Морским министер ством долгосрочным договором и обеспеченное необходимым количеством казенных нефтеносных участков. Контракт, предложенный Веймарном, опирался на план про изводства, фиксированную на длительный срок «нормальную» цену мазута, более низ кую против существующей на рынке, а также на гарантированный соглашением сбыт. Предложенная в проекте цена — 20 коп. с пуда при себестоимости в 1910 г. в 15 коп. — обеспечила бы предприятию рентабельность и возможность привлечения частных инвестиций. С другой стороны, она призвана была служить и средством сдер живания роста рыночных цен 20. Веймарн был искренне убежден, что замена импорта британского угля отечественным мазутом дала бы России и ее флоту и стратегическое, и экономическое преимущества, обеспечивая безопасность и улучшая платежный ба ланс страны. Проект, по сути, предполагал государственное регулирование и, как се годня сказали бы, частно-государственное партнерство. Слабость его, как представля ется, заключалась в том, что Веймарн на тот момент не имел влиятельных сторонников в финансово-промышленных кругах. Ссылка же на преданность интересам император ского флота и верную морскую службу представителей нескольких поколений его се мьи едва ли могла быть в глазах руководителей Морского министерства достаточной гарантией предприятия 21. Тем более, что, как вскоре выяснилось, у Веймарна объяви лись влиятельные соперники, высокие отставные чины морского ведомства, имевшие прямой доступ к начальнику МГШ князю А.А. Ливену 22. В январе 1913 г. они обрати лись с похожим предложением и, не исключено, перехватили идею 23. Неудача не обескуражила Веймарна. Он обратился к замыслу создания крупно го угледобывающего предприятия на Шпицбергене, который к тому времени с точки зрения международного права являлся «ничейной» землей, открытой для свободного предпринимательства подданных всех стран. Внутренний спрос, а значит, и цены на 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz